ГоловнаСуспільствоОсвіта

О судьбе сельской школы

В XVII веке архиепископ Антиохийский Павел Алепский, путешествуя Украиной, писал о наших предках - « а детей у них как травы в поле. И все, даже женщины и дети, умеют читать и писать… А сирот монахи учат письму в монастырях... »

Украинцы - образованная нация
Фото: Макс Левин
Украинцы - образованная нация

С тех пор много воды утекло. Сотни тысяч, миллионы украинцев положили свои головы, чтобы сегодня Украина стала независимым государством. И мощь страны всегда держалась на ее людях, на их патриотизме и образованности. К сожалению, Украина за годы своей независимости по многим показателям сдала свои позиции. Размер внутреннего валового продукта сейчас достиг лишь двух третей от уровня советского периода. Хорошо, что показатели образованности нации остаются более или менее приличными. Поэтому и при определении ООН индекса человеческого развития (ИЧР) или Всемирным экономическим форумом уровня конкурентоспособности у нас еще есть позитивы. Занимаем приличные места в первой двадцатке стран пока еще по показателям качества образования, охвата ими населения.

Интеллект - неоценимое сокровище украинцев

Уверен, что интеллект украинцев, естественное влечение к знаниям, и наши природные ресурсы, прежде всего черноземы - это тот бесценный клад, который рано или поздно послужит Украине, сделает ее богатой, справедливой страной мира.

В сохранении украинского народа, его языка, культуры, образованности важную роль играло наше село. О современном селе можно сказать словами Великого Тараса - « село неначе погоріло, неначе люди подуріли ». Точнее не скажешь, когда смотришь на скелеты ферм и мастерских, остатки домов и детсадов. И только сельская школа, как последний солдат на поле боя, держит на себе сельскую общину, бережет деревню от одичания и гибели, пьянства и разврата. Украинские крестьяне опущены властью на самое социальное дно общества. Большинство из них без работы, тупо ждут скудной помощи за аренду паев, получают копейки за выращенные овощи или сданное молоко. Привыкли уже к отсутствию медицинских услуг, закрытым клубам, темноте на разбитых улицах. Редко в села ездят автобусы, да и власть заезжает к крестьянам только перед выборами.

В сложившейся ситуации сельская школа сегодня становится не просто культурно-образовательным центром, но и часто единственным местом, где собираются все жители села, происходят свадьбы, праздничные и спортивные мероприятия и даже поминают покойников. Не случайно многие избранные сельские головы - это выходцы из школ. Поэтому сейчас школа и церковь - являются очагами цивилизации на селе.

Этот кадр сделан в прекрасной маленькой сельской школе в Бобрице Киевской области
Фото: Макс Левин
Этот кадр сделан в прекрасной маленькой сельской школе в Бобрице Киевской области

Без школы села не будет

Почему я так старательно пишу о роли школы, потому что хочу донести до сознания общества - без школы не будет украинского села, а затем и Украины! Даже в маленьком селе должна быть начальная школа, детсад или школа-сад. Не будет молодой врач, медсестра, ветеринар, электрик или агроном жить в селе, в котором негде учить детей. А остальные люди просто сопьются от безработицы и станут новыми героями Панаса Мирного - Люшней, Матней и Пацюком. Неким пропащим сельским пролетариатом. Затем будет полная деградация сел, массовый выезд крестьян в город, где их никто не ждет. Не случайно же за двадцать один год независимости в Украине исчезло 350 сел, только за последние 5 лет закрыто 1040 школ, в т.ч. 900 в селе.

Отсутствие государственной политики поддержки сельского хозяйства, глобальное потепление, засуха, безводье, экология, последствия Чернобыля, демографический кризис усиливают эти процессы. Поэтому можем вскоре иметь большие безлюдные просторы на Украине. Возможно кто-то и ждет этого, чтобы подешевле земельку захватить. А может просто не понимает, что делает.

Сегодня нельзя сводить роль сельской школы только как к месту получения знаний. Это можно было бы делать и через Интернет. Или свозить детей в интернаты на обучение. Не только в этом дело. Человек - существо социальное , он должен с кем-то говорить, общаться, с кого брать пример, воспитываться, прислушиваться к кому-то. Без коллектива человек дичает.

Никаких объективных причин ругать сельское образование у правительства нет
Фото: Макс Левин
Никаких объективных причин ругать сельское образование у правительства нет

На этом фоне для общественности непонятно желание действующей власти реорганизовать, укрупнить, читай - ликвидировать сельскую школу. Внешне это выглядит так. Хотят свезти детей с половины или трети района в одно учебное заведение, оснастить ее, подвести интернет, подобрать кадры. Тогда, говорят авторы этой идеи, и будем иметь хорошие знания, хороший учебный процесс. Это не бесспорные тезисы. По моему мнению сейчас несколько переоценивается и роль школьных округов. Они должны быть, своеобразным методическими центрами, но они не должны подменять районные отделы образования и тем более средством ликвидации малых школ. Эта реформа для сельской школы закончится плохо. Получится как в поговорке моего мудрого отца - «теоретически лошадь, а практически не везет!». Потому что еще никто не доказал, что только большая школа дает хорошие знания. Часто бывает наоборот. Во всех этих теориях не берется в расчет социальный аспект, роль семьи, общины села.

Когда мы говорим о реформе образования и, вновь-таки, мы говорим о селе, малых городах... когда мы имеем небольшие школы, какое там будет образование, когда там маленькое количество учеников? Безусловно, образование будет низкого уровня. Какой путь? Укрупнять школы и делать школы на высоком уровне, которые бы ничем не отличались от школ городских.

— Виктор Янукович

Кто думал о том, как маленький первоклассник, шестилетка должен ежедневно один, без мамы ехать в автобусе в школу. Занятия у него заканчиваются в 12 часов. У него продолжительность и количество уроков меньше. Выпускник задержится до 15 часов на соревнованиях или тренировках с тестами. Что в это время делать ребенку? Знают ли горе-реформаторы, что во многих сельских школах не кормят детей, да и еще там довольно холодно. Групп продленного дня в Украине нет в половине школ, а в начальной школе есть только в трети. И какое здоровье будет у ребенка, когда он в восемь часов уедет из села и голодный вернется через 7-8 часов домой... А дома еще домашние задания, работа по хозяйству и т.д. А как быть, когда ребенок заболеет в школе или ему нужно побежать за тетрадью, или переобуть ботинки?

Что будет с селом, если закрыть школу? Вымирающее село Велика Фосня в Житомирской области
Фото: Макс Левин
Что будет с селом, если закрыть школу? Вымирающее село Велика Фосня в Житомирской области

Пути решения проблемы существуют

Среди основных причин закрытия, т.н. укрупнения сельских школ, называют и экономические. Мол, очень дорого обходится бюджету сельский школьник. Но это на первый взгляд. Кто вообще подсчитывал экономическую сторону этих реформ. Стоимость одного нового школьного автобуса - около 400 тысяч гривен. Техническое обслуживание, зарплата водителю, оплата топлива - это еще около 60 тыс. грн. в год. А что делать, если заболеет водитель или сломается автобус или нет денег на топливо. Не говорю уже о качестве наших дорог, или непогоду. А кто скажет, где хранить, ремонтировать автобусы, кто будет проверять здоровье водителя, заботится о безопасности движения.

Непонятной остается судьба десятков тысяч учителей, работающих в сельских школах. Куда им деваться? Сейчас имеем 12,7 тыс. сельских школ, в которых работает более 250 тыс. педагогов. Если будет закрыто треть школ, то на биржу уйдет не одна тысяча педагогов, техработников. Что будет с зданиями, спортплощадками? Останутся одни фундаменты?

Не хочу закрывать глаза на имеющиеся острые проблемы сельской школы. Сейчас в 504 начальных школах обучается до 10 детей. В 1559 восьмилетках меньше 40 учеников, а в 2521 средней школе учится менее 100 человек. И это факты, от которых не отвертишься. Но, наверное, есть и другие пути решения возникших проблем, чем свозить детей в одно место. Наверняка следует вернуться к педагогическому эксперименту, опыту функционирования школы-семьи, который в свое время реализовывался в Житомирской, Ивано-Франковской областях. В этих небольших школах работает несколько преподавателей, как правило, семья педагогов, с детьми разного возраста. Актуальным, возможно, будет использование опыта школы Монтессори, где один педагог учит детей до седьмого класса. Следует изучить опыт поляков, где начальное образование длится шесть лет.

Не решает проблемы перевод учащихся на индивидуальное обучение, когда количество детей в классе становится меньше пяти. Смотрите - в десятом классе есть четыре ученика. На каждого планируется затратить по 12 учебных часов, вместе - 48 часов! А на обучение всего класса - 36 часов. Где же логика? Как быть, когда прокуроры запрещают сводить вместе детей при индивидуальном обучении. Как за 5 или 7 часов в неделю научить ученика младших классов читать и писать?

Еще один кадр из школы-семьи в Бобрице
Фото: Макс Левин
Еще один кадр из школы-семьи в Бобрице

Нужно в государстве создать группу опытных педагогов, ученых академии педагогических наук, представителей власти, родителей, сельских советов, фермеров и найти пути решения проблем сельской школы. Следует сохранить в каждом селе школу, хотя бы начальную. Уменьшить на законодательном уровне наполняемость классов в младшей и основной школе.

Собак защищаем, а детей?

Нельзя допустить обезлюднивание украинских сел. Это означает духовный и моральный упадок Украины. После этого мы получим обезземеливание крестьян, перетекание матушки-земли в руки олигархов, как наших, так и иностранных. А за этим и потеря государства.

Мне в последнее время довелось побывать во многих селах Украины, услышать мнения сотен человек. Характерно, что за судьбу школы больше переживают простые крестьяне. Учителя почему-то отмалчиваются. Или их уже запугали, или они охладели и потеряли интерес к своей работе. Или решили действовать по Остапу Вишне - “ как-то оно да будет»... Почему-то съежился, спрятался в свою скорлупу, закрылся от жизни прежде боевой учительский профсоюз. Молчат и ученые-педагоги, наши академики. Во всем мире общественность борется за жизнь каждого растения или животного. Заносят их в Красную книгу, заботятся о них. Смотрите - какое движение организовано в Украине на защиту наших младших братьев - бездомных собак. А что сказало общество, интеллигенция, политики в защиту сельского ребенка, сельского учителя, сельской школы, украинского села. А не подождать ли стране с зимней олимпиадой и направить запланированные 10 млрд. долларов на возрождение села, спасение школы? Иначе в какого цвета Книгу будем заносить наши села? Поэтому следует всем нам опомниться и хорошо вместе подумать над тем, как сохранить село, как помочь нашим детям, нашему молодому государству.

Станіслав НіколаєнкоСтаніслав Ніколаєнко, екс-міністр освіти та науки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram