ГоловнаСуспільствоОсвіта

When the music's over

LB.ua уже неоднократно писал о том, каким образом правящая партия пытается экономить бюджетные средства — не на чиновничьем аппарате, конечно, а на работниках бюджетной сферы, пенсионерах, детях и прочих «нахлебниках». В прошлом году, к примеру, были введены «безбелковые дни» в школах, учителей отправляли в отпуск за своей счет, ученым не выплачивали зарплаты - и список, к сожалению, на этом не исчерпывается.

В этом году скопидомы из Кабмина решили законодательно закрепить все наработки прошлого года. К примеру, «Национальным планом действий на 2013 г. по выполнению Программы экономических реформ на 2010-2014 года» предусмотрено увеличение нагрузки с 9-13 до 18 студентов на одного преподавателя вуза. Это означает, что во всех высших учебных заведениях пройдут масштабные сокращения — вот и возможность сэкономить бюджетные средства. Еще совсем свежий пример - несколько институтов Академии Наук собираются объединить в один и передать в подчинение Министерству финансов. За счет сокращения ученых в процессе слияния государство также рассчитывает сэкономить. Вроде как с науки много и не возьмешь — и так отрасль финансируется по остаточному принципу, но, как в известном анекдоте, «копієчка до копієчки».

И тут кто-то из чиновников Минфина обнаружил целую «лишнюю» статью бюджетных расходов — школы эстетического воспитания. То ли слово «эстетический» показалось ему ругательным, то ли, наоборот, в детстве родители принуждали его к игре на скрипке вместо футбола, - словом, не нашлось в сердце этого человека места для музыкальных, художественных, балетных и прочих государственных школ эстетического воспитания, которые пока еще практически бесплатно обучают прекрасному украинских детей.

Фото: permnew.ru

Письмо в прачечную

В письме Министерства финансов Министерству культуры от 28.01.2013 даются рекомендации, во имя исполнения поручения Кабинета Министров от 11.01.2013, «относительно перечня вопросов для рассмотрения на заседании рабочей группы по вопросам оптимизации сети бюджетных учреждений».

Рекомендации следующие:

- предоставить местным властям право самостоятельно принимать решения о ликвидации общеобразовательных учреждений в сельской местности с учетом демографической ситуации (от LB.ua: очевидно, что речь идет именно о школах эстетического воспитания, так как общеобразовательные к Минкульту никакого отношения не имеют);

- установить экономически обоснованную плату, не ниже себестоимости, за обучение в школах эстетического воспитания.

Здесь остановимся, чтобы выяснить, сколько же это — не ниже себестоимости. Директор киевской детской музыкальной школы №35, председатель Всеукраинского совета директоров школ эстетического воспитания Александр Шалит рассказал LB.ua, что эта сумма будет зависеть от многих факторов.

«Есть эксплуатационные расходы: свет, вода, канализация, техперсонал, канцелярские-моющие средства, - говорит Шалит. - Плюс зарплата. Плюс налоги 36,2%. Наша школа имеет площадь 2700 кв. метров, в ней работает 80 с лишним человек. Это означает, что для содержания нашей школы родителям каждого ученика придется платить от 3,5 до 4 тысяч грн в месяц».

По мнению директора музшколы, такая плата за обучение приведет к уничтожению всей системы школ эстетического воспитания: «Количество желающих платить такие деньги будет равняться нулю. Действительно богатые люди предпочитают учить детей за границей. А у нас никто столько платить не будет».

Сегодня обучение в столичной музыкальной школе стоит от 70 до 120 грн в зависимости от инструмента, игре на котором учится ребенок.

Фото: www.newswise.com

Материальная база всех музыкальных школ практически равно нулю. Срок эксплуатации фортепиано — 25 лет, но большинство инструментов в нашей школе — старше 30. В Чернигове ликвидировали фабрику по изготовлению пианино, в Одессе — предприятие, которое делало струнно-смычковые инструменты. В итоге, когда Виктор Ющенко, будучи президентом, дал каждой области грант на приобретение музыкальных инструментов в школы, оказалось, что нечего покупать - в Украине ничего не производится. Купили совершенно неликвидные китайские инструменты.

— Александр Шалит

Минфин также предлагает сократить общее количество учебных часов. Кроме того, будут пересматриваться штатные нормативы. «У нас индивидуальные занятия, - говорит Шалит. - Два урока специальности в неделю. Если их сократить до одного, какого качества будет образование? Или исключить сольфеджио, оставить только музыкальную литературу. Разве это обучение? Чиновники же не понимают разницы между физическими ставками и ставками, необходимыми для выполнения учебного плана. Они сокращают количество ставок, необходимых для выполнения учебного плана до количества физических лиц, работающих в школе. Если для выполнения учебного плана необходимо 86 или 90 ставок, то 55 человек не смогут его выполнить. Таким образом, сокращаются часы учебного плана».

Толпы безработных ученых и педагогов — такое ближайшее и вполне реальное достижение реформ украинской экономики. Полностью документ, от которого, без преувеличения, волосы становятся дыбом, LB.ua публикует в конце текста.

«На сегодняшний день из Минкульта не вышло ни одной строчки по поводу этого письма, - рассказывает Шалит. - Возможно, такая халатность и безалаберность допущена из-за смены министра». Само письмо в музыкальных школах увидели только в марте — без какого-либо комментария от Минкульта. Александр Григорьевич говорит, что пока что разослал письмо в областные советы директоров школ эстетического воспитания — для ознакомления. В дальнейшем коллективы школ готовы проводить акции протеста.

Крах системы

Родители детей, которые обучаются в школах эстетического воспитания, новость о намерении Минфина установить оплату “не ниже себестоимости” восприняли с тревогой.

“Даже если мои дети не станут музыкантами, они проведут время в музыкальной школе с большой пользой для своего развития, - говорит киевлянин Евгений Шнурко, три сына которого посещают музыкальную школу. - Для меня было приятным сюрпризом, что для семей с тремя и более детьми обучение в школе бесплатно. Когда мы шли в школу, то были готовы платить 200-400 гривен в месяц за ребенка. Но, боюсь, если обучение будет стоить 3-4 тыс. грн в месяц, этому занятию придется искать альтернативу”.

Фото: www.school-617.spb.ru

Евгений говорит, что был приятно удивлен тем, насколько ответственно и самозабвенно относятся к своей работе преподаватели музыкальной школы: “Печально, что подобные инициативы правительства планомерно проходятся катком по существующим с советских времен системам: детские сады, кружки, студии. Найти места проведения досуга с пользой для детей становится все труднее. Если система будет разрушена, то восстановить ее в обозримом будущем вряд ли получится. Не говоря уже о том, что преподаватели, работающие за не самые большие зарплаты и вкладывающие душу в занятия, окажутся в крайне затруднительном положении”.

Если даже предположить, что в Киеве найдется несколько десятков родителей, готовых отдавать 4 тыс. грн в месяц за обучение ребенка музыке или рисованию, то конец провинциальных школ наступит при внедрении оплаты даже в тысячу гривен в месяц. При этом в провинции гораздо острее стоит вопрос детского досуга — меньше спортивных секций, меньше возможностей у родителей. Для многих детей из глубинки бесплатная музшкола — единственный вариант внешкольного развития. И среди них есть очень талантливые дети, которые побеждают в международных конкурсах, поступают в музыкальные училища и консерватории. Чем они будут заниматься в жизни, когда «покращення» сожрет их маленькую музшколу — вопрос, ответ на который мне бы не хотелось узнать.

Контртенор Юрий Миненко в финале конкурса BBC Cardiff Singer of the World-2009. Юрий родом из Радомышля, учился в местной музыкальной школе, потом - в Житомирском музыкальном училище, где и раскрылся его талант

От школ эстетического воспитания зависят следующие звенья образовательной цепи. Если некому будет учить детей играть на скрипке — некому будет поступать в музыкальные училища. Если никто не закончит музыкальное училище — некому будет поступать в консерваторию. Система не сможет существовать в надежде на появление нескольких талантов, которые пробьют себе дорогу, будут брать частные уроки и таким образом выйдут на достойный для консерватории уровень. Система, которая сегодня прекрасно работает, которая является предметом национальной гордости, будет полностью уничтожена.

“К нам поступают ученики из сел, из райцентров, многие приходят уже с отличной подготовкой после музшколы, - рассказывает LB.ua преподаватель (с более чем 30-летним стажем) одного из областных музыкальных училищ. - Приходят после 8-го класса, совсем дети. И я вижу, как за четыре года обучения в училище они меняются к лучшему - потому что классическая музыка оказывает очень сильное позитивное влияние на людей, она, простите за пафос, облагораживает. Даже те, у кого в родном городке все было очень плохо - пьющие родители, нищета, безработица, благодаря музыке получают шанс на другую жизнь. Некоторые становятся выдающимися музыкантами, выступают в Европе, играют в лучших оркестрах мира. Некоторые не достигают славы, но имеют любимую работу - играют, поют в хоре, преподают в той же музыкальной школе, в которой учились в детстве. Уничтожение системы музыкального образования, несомненно, станет ударом по духовному уровню всей молодежи. Не говоря уже о том, что мы потеряем предмет гордости - наших музыкантов, известных на весь мир”.

В музыкальные училища, между тем, уже начали поступать “предложения” от управлений культуры по сокращению количества часов (занятий). Причем, срочно, не дожидаясь конца учебного года. Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского не хватает 11 млн. 690 тысяч гривен финансирования на этот год, и ее руководство вынуждено было сокращать зарплаты преподавателей. А в Национальной академии изобразительного искусства Министерство образования пытается сократить уроки живописи с натуры - чиновники просто не понимают, зачем художникам нужны натурщики.

Украинское правительство - с целью «сэкономить гривенник» - взяло курс на разрушение системы эстетического образования. И вряд ли через пару десятков лет, когда «кризес минет», они смогут возродить хотя бы ее подобие.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка, заступниця головного редактора
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram