ГоловнаСуспільствоОсвіта

Будущее по месту рождения

Одного из ведущих мировых специалистов в области искусственного интеллекта и теории обучения доктора Роджера Шенка тревожит тупость. «Выпускники наших старших классов очень хорошо проходят тесты, но постоянно всплывают истории о жульничестве, - даже в лучших школах, причем с участием учителей. Никто не спрашивает, что смогут студенты делать после выпуска, и никому нет дела. Меня беспокоит, могут ли они мыслить. … Меня беспокоит, что мы перестали спрашивать «почему» и потеряли необходимость давать ответы», - говорит он в подборке мнений об основных угрозах для будущего человечества.

Для представителей человечества, оканчивающих школу или вуз в Украине, будущее выглядит достаточно предметно: найти достойную работу, обеспечить себя и свою семью. И одной из самых больших проблем, о которых упомянул Шенк, является бесполезность диплома о высшем образовании. С одной стороны, отечественный рынок труда не в состоянии обеспечить должным количеством вакансий обладателей профессий, долго время считавшихся «популярными» - юристов, журналистов, экономистов, психологов и других гуманитариев. Хотя на самом деле, сегодня трудно найти хорошего специалиста, обладающего современными и полноценными знаниями, даже в таком деле как фотография, не говоря уже о биохимии.

С другой стороны, в Украине не очень много вариантов для трудоустройства и куда меньшего числа обладателей сложных профессий: медикам, геологам, горным инженерам, инженерам-конструкторам, физикам и т.д. Априори считается, что если специалиста где-то и ценят по достоинству (читай – обеспечивают высокими доходами), то за границей. Как правило, находят работу в иностранных компаниях разработчики программного обеспечения и вообще IT-специалисты. И на протяжении 20 лет независимости трудоустройство за рубежом рассматривалось практически как панацея.

По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), за пределами своей страны работает 6,5 млн. украинцев (14,4% населения), в основном мужчины. Причем более половины из них – в России. Остальные выбрали для себя направлением трудовой миграции Германию, США, Израиль, Чехию, Венгрию и Польшу. Но при этом, утверждает МОМ, опять-таки более половины украинцев работают в строительстве, 17% - в сфере домашнего ухода, по 9% - в сельскохозяйственном секторе и торговле, еще 11% - в промышленности и других отраслях.

Я лично знаю профессора технического вуза, который предпочел стать прорабом на стройке в Португалии. Но вряд ли это можно назвать оценкой по достоинству. Это тем более верно в той связи, что вместе с профессором еще 14% мигрантов имеют высшее образование, а 17% - базовое или неполное высшее. Просто такая ситуация была продиктована обстоятельствами недавнего прошлого: зарплата прораба в Лиссабоне была выше профессорской в Донецке, плюс неплохой социальный пакет от государства.

«Рыба ищет, где глубже», и с 70-х годов динамичное развитие Испании, Португалии, Греции, Ирландии, Италии сделали их очень привлекательными для приезжих. В 1995 году Ирландию даже называли «Кельтским тигром», а новые граждане Греции еще в двухтысячных обеспечивали ей до 30% роста ВВП. Экономический кризис вернул Европу на 40 лет назад, и в Греции теперь не то, что жить – не хотят даже держать деньги.

Фото: EPA/UPG

По данным Международной организации труда (МОТ) около половины испанцев в возрасте до 24 лет и треть итальянцев и греков того же возраста сидят без работы. Повсеместно растет долгосрочная безработица. В 2011 году 4,4% трудоспособных европейцев не имели работу более года, 2,2% - два года и более.

В 2008 г. 51 миллион молодых европейцев в возрасте от 18 до 34 лет жил с родителями. Кризис лишь обострил ситуацию. Высококвалифицированные специалисты и ученые из Франции едут в канадский Квебек, в Великобританию и США, в соседнюю Бельгию, и примеров хватает помимо Франции. Конкуренция за «сладкие места» слишком высока, чтобы украинский выпускник мог рассчитывать на чудо. Очевидно, не дает никаких гарантий и диплом престижного европейского университета. А с работой, не требующей квалификации, прекрасно справляются турки, арабы и африканцы.

Есть еще один вариант: Дальний Восток и Юго-Восточная Азия с их настоящими «тиграми». Но этот путь сопряжен в первую очередь с языковыми трудностями – китайский язык в украинских школах с первого класса не изучают. Хотя свой трудовой опыт многие молодые инженеры получили на оборонных предприятиях Украины, выполняющих китайские заказы. Так что вывод получается достаточно простой: следует попытаться выстроить свою жизнь так, чтобы предметное будущее можно было реализовать у себя дома.

Как показывают результаты ежегодного исследования «Рейтинг ВУЗов «Компас–2013», проводимого компанией СКМ, все у нас не так уж плохо, как кажется. На начало 2013 года постоянную работу имели 76% выпускников изучаемых украинских вузов, еще 7% имели как минимум опыт работы (опрашивались люди окончившие вуз не более шести лет назад). Наиболее востребованными оказались специалисты-«айтишники» и выпускники инженерно-технических специальностей, работу получили 80% из них. Причем многие из тех инженеров, которые не работали уже во время обучения, нашли себе место уже через две недели после выпуска. В том числе, в компаниях с иностранным капиталом. В целом, 63% выпускников сумели устроиться на работу уже через три месяца после выпуска.

Фото: Макс Левин

Помимо прочего, это свидетельство высокого уровня образования. Как утверждает авторитетный международный рейтинг систем высшего образования Universitas 21, Украина, с ее тремя сотнями вузов III-IV уровней аккредитации, имеет достаточно сильную систему высшего образования. По интегральной оценке системы высшего образования заняла 47 место среди 144 стран (по оценкам Мирового экономического форума). А внутри страны «Компас» определяет рейтинг вузов на основании прикладных вещей, таких, как отзывы работодателей и опыт трудоустройства выпускников. Довольно показательно, что в этом году в пятерку вузов, возглавивших рейтинг, вошли три заведения технического профиля – КПИ, Львовская политехника и Донецкий национальный технический университет.

Так что 500 тысяч молодых специалистов, которых ежегодно выпускают учебные заведения, вовсе не лишены перспектив. Просто с самого начала, выбирая альма матер, следует ответить себе на вопросы, так тревожащие доктора Роджера Шенка.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram