ГоловнаСуспільствоОсвіта

Не наш профиль

Дмитрия Табачника снова посетила муза "покращення". Он как раз сидел в своем кабинете и прикидывал, можно ли брать с аспирантов за объявление в ВАКовском журнале не по 900 грн, а по полторы тысячи.

- Чому уста твої сумні? - перековеркала классика муза, на прошлой неделе работавшая над сокращением программы про украинской литературе.

Табачник сокрушенно покачал головой:

Фото: uainfo.org

- Я закрыл столько школ. Я увеличил нагрузку на преподавателей в вузах и уменьшил госзаказ. Студенты не ездят на международные олимпиады. Экономим на отоплении и горячей воде. На всем экономим. Не хватает. Не хватает!

- Так закрой оставшиеся школы.

- Дура! Учебники я для кого буду печатать?

- Тогда учителей уволь.

- Съедят.

- А ты скажи, что это передовая реформа - как в Европе.

Дмитрий Владимирович привстал и поцеловал одну из муз, украшавших старинный резной шкаф.

***

“Европейские” реформы в украинском образовании - все равно что так называемый “евроремонт”: ничего общего ни с реформами, ни с Европой.

Последняя “евроновинка” от Минобразования - внедрение профильной старшей школы. С 1 сентября 2018 года перед 10-ым классом школьники должны будут выбрать одну из четырех специализаций: естественные науки, математика, украинская филология или иностранные языки. При этом в жертву приносится изучение других предметов. Обязательными в старших классах останутся только украинский язык-литература, иностранный язык, история, математика, природоведение (некий симбиоз естественных наук) и физкультура. Всего шесть предметов, на изучение каждого из которых будет отведено по 3 часа в неделю.

А теперь самое интересное: в одной школе не обязательно должны быть представлены все четыре специализации. Как говорится в тексте Концепции профильного обучения, профиль “определяется с учетом интересов учащихся, перспектив получения дальнейшего образования и профессиональных перспектив учащейся молодежи; кадровых, материально-технических, информационных ресурсов школы; социокультурной и производственной инфраструктуры района, региона”.

Это означает, что школа может выбрать какой-то один профиль. Например, математический. А всем детям, которые в девятом классе думают, что хотят стать филологами, придется искать другую школу. Им повезет, если город достаточно крупный, и такая школа найдется. А если не найдется, будут создаваться динамические профильные группы. В крайнем случае - в сельской местности - детей будут переводить на индивидуальное обучение.

Словом, бардак будет беспрецедентный. Даже как для украинского образования.

Фото: Анатолий Степанов

Скорее всего, дети будут выбирать не тот профиль, который захотят, а тот, который предложит им школа. Также рискну предположить, что многие школы выберут “универсальный профиль”, просаботировав, таким образом, нововведение.

Школьных учителей географии, физики, химии, биологии и других ждут массовые сокращения. (Видите ли вы толпу разгневаных преподавателей под Министерством образования? Вроде той, которая стояла под Киевсоветом, требуя вернуть ей надбавки?)

Изначально внедрение профильного образования было частью большой реформы по переходу на 12-летнее обучение в школе. Концепция профильной старшей школы была создана в 2003 году, второй ее вариант - в 2009. В 2010, напомним, Верховная Рада отменила уже практически внедренную 12-летку, при горячей поддержке Минобраза, Кабмина и президента.

Свежая редакция концепции - это, на самом деле, все тот же документ, создававшийся для 12-летней школы. Рассчитанный на трехлетнюю старшую школу, а не на двухлетнюю. И когда Министерство образования сообщает, что внедряет “старшую профильную школу, как в Европе”, оно лукавит. В Европе профильная школа - это три-четыре года углубленного изучения выбранных предметов, а не два. У нас же будет скомканная имитация, а не профильная старшая школа.

Ситуація виглядає так, що нову редакцію розроблено заради самого факту появи нової редакції. Хоч з-поміж всього нового у ній якраз найменше, а буквальних повторень формулювань з редакції 2009 р. вдосталь.

— Павел Полянский, экс-замминистра образования, глава правления «Центра образовательного мониторинга»

Кроме того, Европа не подходила к внедрению профильного образования с на 80% изношенным оборудованием в школах. В лучшем случае в классе физики обычной школы можно обнаружить допотопную динамо-машину, грозящую развалиться даже при самом нежном прикосновении.

Давайте подумаем, зачем же Министерство образования затевает всю эту катавасию.

Если отбросить конспирологические версии (из разряда “Табачник агент Моссада/ФСБ, и его цель - подорвать экономику Украины, лишив детей качественного образования”), политику Минобразования можно объяснить:

а) экономией. Чем меньше нагрузки у учителей - тем больше средств Кабмин направит на другие нужные дела. Тем больше учебников по 300 грн за экземпляр закажет Табачник. Да, пункт два - учебники;

б) любовью к книгопечатанью. Все странные действия Минобразования неизменно ведут к тому, что нужно разрабатывать и печатать новые учебники.

Отменили 12-летку? Переписываем программы, а для новых программ нужны новые учебники. Напечатали? Давайте снова перепишем программы! С внедрением профильного образования понадобится еще больше новых учебников - ведь будет множество вариантов учебных планов, и под каждый - учебники, да напечатанные золотыми буквами, да на бумаге с вензелями! “Вот это действительно реформа!”, как сказано в комплиментарном интервью, вывешенном на сайте Министерства образования.

Любовь Табачника к новым учебникам недавно хорошо прокомментировала глава профильного парламентского комитета Лилия Гриневич. Она заявила, что Минобразования монопольно контролирует рынок учебников, утверждая содержание книг, распределяя финансы на печать, обеспечивая распространение: “Качество учебников падает. Причина этого — непрозрачное проведение конкурса учебников, целенаправленное торможение выдачи разрешений на использование учебников и пособий в учебных заведениях с целью вытеснить одни издательства и содействовать другим, близким к руководству Минобразования";

в) отсутствием какой-либо продуманной политики в реформировании образования. Огромная бюрократическая машина просто жует свою бумажную жвачку, и вот среди прочих бумажек ей попалась концепция профильного образования, писаная “папередниками” для 12-летней школы.

Раз есть бумажка - значит, есть чиновники, отвечающие за ее подготовку и реализацию. 12-летнюю школу отменили еще в 2010-ом, а чиновники как дорабатывали, так и дорабатывают документ 2003 года. Возможно, не предполагая, что война уже закончилась.

***

Еще в девяностых годах в моей школе внедрялся альтернативный вариант профильных старших классов. Во-первых, разделение произошло не перед 10-ым, а перед 8-ым классом. То есть профильное обучение длилось 4 года, действительно, как в Европе. Во-вторых, другие предметы преподавались в обычном объеме. Да, в моем, филологическом, классе на украинский язык отводилось 5 часов в неделю. 3 часа - на украинскую литературу. 5 часов на русский язык и зарубежную литературу. Но это не избавляло нас от двух (или даже трех?) уроков физики в неделю, двух химий со зверскими контрольными и т.д. К концу школы я не только была готова к любым экзаменам по украинскому языку, но и вполне могла попробовать поступить на химфак, к примеру.

***

Мнение экспертов по этой теме вы можете почитать на LB.ua: в статье экс-министра Станислава Николаенко “Сотні тисяч учнів можуть залишится без якісної освіти”, статье экс-заместителя министра Павла Полянского “Профіль чи профанація?” и в статье экс-замминистра Максима Стрихи “Міносвіти нищить українську освіту в гонитві за недосяжною профільністю”.

Вікторія ҐуерраВікторія Ґуерра, журналістка, заступниця головного редактора
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram