Владимир Курпита: "Либо мы меняем правила игры, либо страна прекращает свое существование"

Печать

Министерство здравоохранения стало одним из трех министерств, руководить которыми назначили иностранцев, в частности, грузина Александра Квиташвили. В медицинском сообществе этому назначению обрадовались, восприняв его как шанс на перемены в “проклятом” ведомстве.

Но с особым интересом все причастные к украинскому здравоохранению ожидают, кого же Квиташвили выберет себе в заместители. Как стало известно LB.ua, его первым заместителем должен быть назначен Владимир Курпита, с которым Квиташвили три месяца работал вместе в экспертной группе по медицинской реформе. Причем Курпита возглавлял эту группу из 12 экспертов.

Курпита - врач-инфекционист, с 2005 по 2009 годы работал во Всемирной организации здравоохранения, с 2009 по 2014 возглавлял общественную организацию ЛЖВ - Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ. В 2014 году три месяца проработал главой Госслужбы по борьбе с ВИЧ/СПИДом и другими социально опасными заболеваниями. Владимир Курпита был одним из основных претендентов на пост министра - малоизвестный широкой общественности, зато незапятнанный участием в коррупционных скандалах.

Но скандалы не заставили себя ждать. В преддверии назначения Владимира Ивановича первым замом в Минздрав, в ряде СМИ появились заказные материалы (статьи, новости, баннеры) о том, что он, якобы, виновен в разворовывании денег, выделенных на лечение больных ВИЧ/СПИД. LB.ua навел справки и выяснил, что назначение Курпиты не дает спокойно спать представителю фармбизнеса, серому кардиналу Минздрава Дмитрию Подтуркину, о котором мы уже ранее писали.

Все прошлые годы фарммафия имела влияние в вопросах назначений замминистров, руками которых она проводила тендеры и руководила другими интересующими ее вопросами. Конечно же, терять такое влияние королям фармрынка не хочется. Будет по их хотению, или же по велению Квиташвили - мы поймем уже в ближайшие дни, в частности, и по тому, удастся ли фарммафии “скушать” Курпиту.

LB.ua расспросил Владимира Курпиту о минздравовских кулуарных играх, о будущем ведомства и о том, когда же все-таки будет внедряться всеобщее медстрахование.

Фото: www.dyvys.in

Когда решится вопрос с назначением заместителей министра?

Насколько мне известно, министр готов представить свою команду. Надеемся, что это случится до конца недели. Возможно, часть команды будет представлена уже сегодня-завтра.

Я получил приглашение от министра. Подтвердил, что готов работать в его команде. Но окончательное решение будет приниматься на политическом уровне, так как у нас коалиционное правительство. Однозначно я буду работать в команде министра.

Вы не расстроились из-за того, что вас не назначили министром?

Нет. Я думал об этом, конечно. У меня были личные абмиции. Но если откровенно, то в нынешней политической ситуации, в том числе ситуации на медицинском рынке, назначение иностранца – лучший выход.

В ряде СМИ вышли публикации о том, что ЛЖВ в прошлом году купили препараты по завышенным ценам. Обвиняют в этом непосредственно вас.

Я читал эти публикации. Мы сами в ЛЖВ ежегодно проводили сравнительный анализ закупок, сравнивали себя и Минздрав. И вот анализ в этих публикациях, о которых вы говорите, практически идентичен анализу за предыдущие годы. Но, во-первых, мы покупаем препараты не за деньги госбюджета, а за деньги донорских международных организаций. Во-вторых, два раза в год проверку нашей работы проводит международная аудиторская компания Price Waterhouse Cooper, раз в год проводится специальный анализ нашей закупочной системы и механизмов. Все отчеты выложены на сайте Глобального фонда по борьбе со СПИДом (донорская организация, финансирующая закупку препаратов для ВИЧ-инфицированных - прим. Ред.)

В-третьих, разница в цене на препараты действительно была. Но она связана с разницей в курсе доллара. ЛЖВ готовит официальный релиз по этому вопросу.

Насколько мне известно, Глобальный фонд требует, чтобы вы оплачивали закупку препаратов в долларах. А Минздраву компания Эббот продала те же лекарства в гривне по курсу 8. Оттуда и разница в цене.

Так и есть. Причем я вам больше скажу: ЛЖВ приложила очень много усилий, чтобы западные кампании продавали Минздраву лекарства по старому курсу. Теперь меня пытаются этим дискредитировать, а вместе со мной - всю организацию. Цель очевидна - чтобы в Минздрав на руководящие должности прошли нужные люди. Хватит ли министру политической воли противостоять лоббированию тех или иных интересов - я думаю, мы увидим к концу следующей недели.

Все годы в Украине существовала следующая практика. Назначения заместителей министра связывали с наполнением кассы той или иной политической структуры. Проще всего это было осуществить через фармсектор, скажем так, фарммафию или фармацевтическую олигомонополию.

Представители этой олигомонополии заинтересованы в том, чтобы человек - замминистра - был для них понятен. Я для них непонятен. Во все эти дела я никогда не вмешивался, хотя знаю, конечно, всех представителей фармбизнеса.

И знаете фамилию человека, который заказал против вас информкампанию?

Знаю, но не буду говорить.

Дмитрий Подтуркин?

Я не уверен, что это он.

Он пытался с вами договориться и не смог?

Нет, не пытался. Я думаю, дело в том, что я непонятен для представителей фармбизнеса. Но вряд ли имеет место какая-то личная неприязнь.

А с министром вы эти публикации против вас обсуждали?

Да, он с юмором отнесся. Сравнивает с тем, что против него публикуют. Он понимает эту ситуацию, понимает и высшее руководство страны.

И как вам в большой политике после появления таких публикаций?

Нормально, я ведь давно в этом всем вращаюсь. Не то чтобы комфортно - ведь эти статьи читают мои родители, мои дети. Месяца два назад были другого рода статьи, о том, что у меня есть шикарный дом в Вене, в Австрии. Моя жена меня потом спрашивала: “Так что, где наш дом? А то у меня уже год нет заграничного паспорта, и я ничего не знаю”. Смешно, конечно. Я часто посещал Австрию по служебным делам, читал лекции в Зальцбурге, но всегда останавливался в гостиннице.

Фото: www.day.kiev.ua

Представим, что вас все-таки назначат первым замом. И что тендерный комитет из Минздрава никуда не денется, а я боюсь, что так и будет. Вам придется заниматься тендерными закупками, вы понимаете, как это может подпортить вам жизнь?

Это очень большой вызов, который я принимаю совершенно осознанно. Прошлый год, проведенный на Майдане и вокруг Майдана, повлиял на меня. Я готов работать для страны. Я знаю, что и как можно сделать.

Безусловно, закупки – это бич Минздрава. Поэтому мы предлагали сделать 2015 год переходным, отказаться от закупок, передать их на один год международным организациям. Всего на год. (В опубликованной программе правительства написано, что функция закупок будет передана международным организациям на 2015-2016 годы - прим. Ред.)

Может, тогда наши бизнесмены увидят для себя новые возможности. Почему бы им, к примеру, не начать вкладывать средства в реорганизацию медицины? Наличие кормушки в Минздраве не позволяет людям смотреть по сторонам. Они точно знают, что в этой кормушке дна пока не видно. Значит, нужно ее отодвинуть.

Либо мы меняем правила игры, либо наша страна прекращает свое существование.

А почему нельзя просто убрать из тендерной схемы посредников - закупать лекарственные препараты непосредственно у производителя?

Можно, но для этого необходимо изменить законодательство,которое позволит заключать рамочные договора с производителями, пакетированные договора. На это необходимы время и силы. На данный момент 70% времени сотрудники Минздрава заняты сопровождением закупок. То есть, мы все усилия тратим на обслуживание закупочной процедуры. Для того, чтобы поменять процедуру, потребуется 6-8 месяцев. Если мы не сделаем паузу, мы не сможем провести нужные измения.

Кто-то из бывших замминистров сохранит свое место?

Министр говорил о том, что настроен поменять команду.

В пятницу и субботу бывший и.о. министра, первый зам Василий Лазоришинец еще совершал кадровые назначения – в том числе назначил четверых людей в Государственный экспертный центр Минздрава. Пока Квиташвили ездил в Грузию.

Министерство - живой организм, нельзя резко ограничить людей в полномочиях, могут застопориться все вопросы, в том числе - остановиться закупки. Как я уже говорил, целесообразно заходить в Минздрав командой, а не по одному. Если по одному - уровень саботажа будет гораздо выше.

Я уверен, после реформирования структуры Минздрава эти назначения уже не будут иметь значения.

Александр Квиташвили
Фото: kp.ua
Александр Квиташвили

Вы вместе с министром занимались подготовкой реформы здравоохранения. Можете сказать, какая она будет - такая, как планировалось раньше, либо же по грузинскому примеру?

По грузинскому примеру быть не может. Во-первых, у нас другая структура системы, страна больше. Во-вторых, в нашей стране идет война.

Реформа должна быть украинской. Группа экспертов подготовила стратегию реформы, политический документ, происходит обсуждение документа с разными группами. Документ нужно доносить обществу, инвесторам, политическим партиям. Он состоит из 6 блоков, каждый из них требует дальнейшей программы действий.

Однозначно опыт пилотной реформы как минимум в Винницкой и Днепропетровской областях будет учтен (пилот реформы внедрялся также в Донецкой области и в городе Киеве - прим. ред.)

Обязательное страхование будет внедряться все же в 2015 году, как заявлял премьер Яценюк? Или в 2016-2017, как заявлял министр Квиташвили?

Трактовать слова премьера я не могу. Но вывод нашей группы таков: хоть внедрение страхования и является одним из методов насыщения отрасли дополнительными средствами, однако в условиях кризиса и войны это не приведет к ожидаемым результатам. Только отпугнет население от реформ.

Перед тем, как внедрять обязательное страхование, необходимо создать предусловия. Это, прежде всего, изменение механизма рассчета за медицинские услуги. Сейчас государство оплачивает койки, а мы приходя в больницу,  понимаем, что платить придется дополнительно, но не знаем, за что и сколько. Более того, для вас и для меня могут установить абсолютно разную цену. Вот в этом проблема. И если мы не устраним ее, то страхование будет идти по тем же принципам, и ни к чему хорошему не приведет.

Фото: Макс Левин

В 2015 году необходимо принять программу развития медицинского страхования, которая будет определять, как, когда и что мы делаем. От правительства будет подан пакет документов, который включает изменения к бюджетному кодексу. Очень важные для здравоохранения. Потому что у нас в одном городе могут находиться три больницы разного подчинения. Эту ситуацию нужно выровнять - собственник должен быть один, который будет видеть, например, что ему не нужны три захудалых роддома, а нужен один хороший. Будут изменения к налоговому кодексу - какая-то часть денег будет оставаться на уровне местных бюджетов.

Нужно решить, у нас будет страхование через государственный фонд или частные страховые компании. Необходимо провести диалог с частным сектором. А они сразу перейдут к вопросу, как рассчитать стоимость пакета услуг. Все эти вещи необходимо начинать делать в 2015 году. И тогда к 2017 у нас будет понимание, что мы получим в результате. В своей стратегии мы написали, что кроме страхового пакета должен быть нестраховой пакет - медицинские услуги, гарантированные для всех. Чтобы не было такого, что человек по скорой поступает в больницу, а ему не оказывают помощь, потому что у него страхового полиса нет.

Еще один вопрос. У нас все равно останется часть граждан, страховку за которых будет платить государство -  маленькие дети, люди старше 65 лет, инвалиды, возможно, еще какие-то категории граждан, которые не смогут оплачивать страховку самостоятельно или через работодателя. Нужно решить точно, какие группы будет страховать государство. Подсчитать количество этих людей, выяснить, где они находятся, решить, как мы будем их страховать - давать им ваучеры или переводить деньги в больницу.

То есть, 2015 год – это год проведения рассчетов, подготовки документации, возможно, законопроектов?

Абсолютно верно. Если к концу 2015 года мы увидим, что готовы все рассчеты, что есть понимание того, как мы будем вводить страхование, то, значит, можно вводить его с 2016 года. Если увидим, что еще не готовы - нужно отложить до 2017. Если рассчеты не  начать делать сейчас - то мы никогда не перейдем к всеобщему медицинскому  страхованию. Именно такой экономический прогноз необходим сейчас правительству

Но как, все же, предполагается, у нас будет государственное страхование, частное, смешанное? А то в Верховной Раде столько законопроектов болтается по теме, и каждый предлагает что-то свое.

Смешанное. Это будет правильно - и развитие страхового бизнеса простимулируем, и государство будет иметь достаточно рычагов воздействия для того, чтобы защитить малообеспеченные слои населения.

Фото: news.pl.ua

По поводу многочисленных законопроектов - так и есть. Действует очень много лоббистких групп. В принципе, это норма политики, наверное. Задача госдеятеля - попробовать найти консенсус между этими группами. Чиновники министерства не умеют вести политический диалог - и это одна из главных проблем Минздрава. Если спросить даже у действующих замминистров, некоторые ответят, что не имеют права общаться с частным сектором, так как их обвинят в коррупции.

Мы не можем исключить сегодня из жизни страны фармбизнес. У него большие ресурсы и большие возможности. Придется проводить с ними диалог. Но открыто - так, чтобы общественность имела возможность его контролировать.

Вы имеете в виду, что придется договариваться с фарммафией?

Не с мафией, с фармбизнесом. Если Минздрав не будет проводить переговоры с фармацевтическим бизнесом, система здравоохранения не выживет. Нельзя сейчас просто взять и оборвать все контракты, нужно перевести диалог в цивилизованное русло. Но, конечно, диалог возможен до определенных  границ. Если речь идет о разворовывании бюджетных средств - диалога быть не может, однозначно.

Еще один важный вопрос по реформе – планируется ли приватизация больниц по грузинскому образцу?

Это обсуждается. В Украине избыточное количество больниц, этот факт никто не оспаривает. У нас количество больниц рассчитана на 52 миллиона населения. Население уменьшилось, перераспределилось из-за войны на востоке. Действительно, стоит вопрос, что часть больниц можно перепрофилировать, в том числе – приватизировать.

Наша группа предлагала 4 варианта возможной приватизации. Первый - через открытые аукционы, как это делалось в том числе в Грузии. Но это возможно, скорее, в областных центрах или в Киеве, где достаточное количество пациентов и бизнесу выгодно содержать медучреждения.

Второй вариант - коллектив или сотрудники получают возможность выкупить в аренду или в концессию взять, или вообще полностью выкупить больницу за символическую плату. Но дело в том, что главврачи сейчас, по факту, являются феодалами больниц. Медработники в больницах - рабы, которые не имеют голоса, возможности на что-то влиять. И есть риск, что при такой приватизации главврачи станут собственниками больниц. Так что этот вариант еще должен обсуждаться.

Фото: Макс Левин

Третий вариант - сделать как в США. Религиозным или неправительственным организациям предлагают стать собственнниками больницы. У нас много организаций - в сфере СПИДа, сахарного диабета и т.д., которые бы заинтересовались такой возможностью. Такой опыт например есть в Эстонии.

Четвертый вариант - местная власть может стать собственником больницы, которую нет смысла содержать из государственного бюджета. Это даст возможность снизить финансовую нагрузку на государство. Однако мэр небольшого города может посчитать необходимым заботиться о здоровье своих избирателей и содержать больницу за свои средства.

Последний вопрос – о вашем образовании. В том, что вы учились в вузе, который готорый готовит фсбшников, вас еще не уличали?

Нет, не уличали. В 1993 году я окончил Нижегородский мединститут в России, где готовили военных врачей. С 1995 года там готовят врачей для пограничной службы и ФСБ (смеется). Сначала я учился в меде в Крыму, хотя сам львовянин. Кто хотел быть военным врачом - после 4 курса переводился в один из четырех вузов СССР, где их готовили. Наш институт был прикреплен к Нижнему Новгороду, выбирать не приходилось. Меня в те времена уже называли бандеровцем - и в Крыму, и в России. Очень благодарен  Нижнему Новгороду – там я познакомился со своей женой.

Тэги: здоровье, страхование, медицинская реформа, здравоохранение, Владимир Курпита, Александр Квиташвили
Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей