ГоловнаСуспільствоЖиття

В доступе отказано

Часто ли мы интересуемся проблемами передвижения людей в инвалидных колясках? Достаточно травмироваться на зимнем гололеде, чтобы на несколько месяцев стать "человеком с ограниченными возможностями" и на своем опыте убедиться, как все плохо в нашей стране со свободой передвижения.

Фото: nnm.ru

В Украине насчитывается 2,8 млн. инвалидов, из них - 300 тысяч - инвалиды I группы. Численность их постоянно увеличивается. Среда, которая окружает этих людей, враждебна - жилые здания и культурные учреждения без необходимых для передвижения колясок пандусов, неприспособленные туалеты, пешеходные переходы без звукового сигнала для слепых, отсутствие возможности воспользоваться транспортом и главное – безразличие к этим проблемам со стороны других людей. Все это вынуждает инвалидов вести малоподвижный иждивенческий образ жизни.

Помимо неприспособленных к потребностям инвалидов жилых зданий и транспортной инфраструктуры советских времен, в нарушение государственных строительных стандартов появляются десятки новых зданий и транспортных магистралей, которые являются абсолютно недоступными для людей на колясках. Во время подготовки к Чемпионату Европы по футболу значительные средства были выделены из госбюджета, местных бюджетов на строительство и ремонт зданий, которые, в нарушение государственных строительных стандартов, не стали доступными для инвалидов.

Наибольшие проблемы инвалидам сегодня создают строительные компании. Благодаря деятельности их лобби, в Верховной Раде изобретен эффективный метод, как обойти государственные строительные нормы. «Среди самых ущербных для страны решений, принятых Верховной Радой прошлого созыва - упрощенная система принятия строительных объектов в эксплуатацию. - говорит Валерий Сушкевич, глава Национальной ассамблеи инвалидов Украины, народный депутат. - Упрощенная система зачеркивает и подконтрольность, и ответственность. Инспекции стали беспомощными и безответственными».

Ярослав Грибальский, национальный координатор программы «Безбарьерная Украина», считает, что в законодательстве необходимо четко прописать термины устранения нарушений, мешающих передвижению инвалидов. «Нужно не только привлечь к ответственности, но и заставить убрать те барьеры, которые застройщик создал. В противном случае, он должен нести двойное наказание» - говорит Грибальский.

В данном случае представители Национальной Ассамблеи Инвалидов Украины рекомендуют наследовать опыт канадских комитетов доступности. «В Канаде комитет доступности имеет бюджет для деятельности и проводит аудиты. Если в ходе аудита объектов выявлены нарушения - привлекают к ответственности, назначают штраф и устанавливают термин для ликвидации всех обнаруженных недостатков. В конце этого термина проводят новый аудит, если недостатки не устранены - налагают двойной штраф и дают новый термин для устранения недостатков. В Канаде есть не только штрафы, но и термины для устранения. У нас же практически и штрафовать не могут, а об устранении недостатков речь не идет», - объясняет Наталия Скрипка, исполнительный директор НАИУ.

Фото: tomsk.bezformata.ru

В Украине комитеты доступности действуют с 2006 года, но имеют совещательную функцию, и не могут переломить ситуацию без положения о терминах устранения недостатков, четко прописанных в законодательстве.

Если бы вы были работодателем, и знали, что у инвалида практически нет возможности попасть на работу, вы бы его наняли? Если удаленную работу брать во внимание, может и взяли бы, программистам на колясках и дома можно работать.

— Киевский общественный активист Николай Подрезан

Представители организаций инвалидов и активисты советуют в нынешней ситуации чаще подавать жалобы либо обращаться в суд. Сергей Баранов, заместитель главы Союза организаций инвалидов Украины, делится боевым опытом: «В отношении строительных объектов мы подавали несколько жалоб, вопросы решаются, до суда не доходит. Строители пытаются ликвидировать недостатки, потому что знают, что проиграют суд». Тем не менее, количество жалоб невелико.

На пути в культурные и правительственные учреждения инвалиды сталкиваются еще с одной проблемой - отсутствием доступного транспорта. Таким образом, возможность реализовать себя и работать у инвалидов есть, но преимущественно в сферах, в которых можно работать на дому. Остальным приходится жить в своеобразном гетто на правах вечных иждивенцев государства и родителей. Это соответствует образу инвалида в глазах большинства украинского населения.

Из-за бесконтрольного строительства и реформ в транспортном секторе Украина все дальше отдаляется от решения проблем людей с инвалидностью. Чтобы уничтожить барьеры, инвалидам нужно объединять усилия для борьбы с каждым конкретным эпизодом нарушения их прав. Либо же наследовать пример 30 тысяч испанских инвалидов, которые 30 ноября провели в Мадриде демонстрацию протеста против отсутствия внимания к их проблемам со стороны государства.

Георгій ЕрманГеоргій Ерман, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram