ГоловнаСуспільствоЖиття

В стране не без хама

Пользователи соцсетей выступают против хамства на железной дороге и призывают правительство закупать новые пассажирские составы

Фото: mtu.gov.ua

При визитах за границу уже все чаще обращаешь внимание на детали, которые ранее отступали перед первыми впечатлениями от материального развития западных стран. Начинаешь пристальнее наблюдать за поведением себе подобных — и отмечать различия на каком-то очень простом, повседневном уровне. Например, в культуре поведения в общественных местах, и в частности — в транспорте.

Сравнивали мы и раньше, но обсуждали свои открытия в приватном порядке. Сегодня же, с появлением сетевых возможностей общения, начали выносить волнующие темы на публику и даже создавать своеобразные союзы в виртуальном мире. 

Так, недавно пассажиры Укрзализныци объединились в группу под названием «Хам нам не друг!» в Facebook. Группа существует чуть больше месяца, а ее участниками уже стали около 700 пользователей. Это люди от 20 до 40 лет, политические и общественные деятели, топ-менеджеры, журналисты, PR-специалисты, студенты и сами железнодорожники. Участники группы отмечают, что нежелание одних пассажиров считаться с другими является едва ли не печальным правилом в украинских поездах. В порядке вещей, увы, пьянство, проявления грубости, бесцеремонности и хамства.

Некоторые пользователи даже пытаются «систематизировать» «злостных» попутчиков. Так Александр Воронов выделяет четыре категории: это гиперобщительные люди, любители «принять на грудь», шумные («храпящие») пассажиры и «дембеля» — редкая категория пассажиров с «бродильным синдромом». 

К сожалению, в нашей стране люди иногда ведут себя как оккупанты, не желая уступать соседу даже в малом. В то же время, «мирные» путешественники используют самые разные способы, чтобы избежать нежелательного контакта. В группе «Хам нам не друг!» можно найти интересные цифры: более четверти «жертв» притворяются спящими, а 2% пассажиров - даже глухими. Наиболее популярной тактикой, которую используют более 60% опрошенных, является полное погружение в чтение книги, а 30% стараются вообще не встречаться взглядом с соседом. «Как при встрече с медведем: упади и притворись мертвым», — остроумно проводит аналогию о встрече с дебоширом Катерина Соловьева. 

Фото: Макс Левин

Курение — еще одна больная тема, с которой предлагают бороться участники группы. Тем более что в украинских поездах курить запрещено законом уже более года. Однако для некоторых из наших сограждан закон не писан.

А еще участников группы раздражает такая неожиданная вещь, как… обилие «дежурных» вареных яиц, которыми любят питаться в поездах! При этом участники группы справедливо отмечают небезопасность покупки продуктов с рук во время стихийной торговли на перронах. Сейчас на станциях продают что угодно, и, тем не менее, украинцы не отказывают себе в удовольствии это «что угодно» купить. Трудно представить себе такое сомнительное, но привычное для нашей страны, «кормление с рук» и полное игнорирование угрозы для собственного здоровья, например, у пассажиров английского поезда. 

Попутчиков в поездах пользователи Facebook сравнивают с лотерейным билетом: никогда не знаешь, что «покупаешь», заходя в вагон. Ведь многие наши сограждане до сих пор не отягощены знаниями об элементарных правилах поведения в общественном месте. 

С другой стороны, пользователи соцсетей обсуждают не только своих попутчиков, но и сами поезда, в которых им приходится порой передвигаться по стране. Недавним пиком социальной активности стала открытая петиция президенту и премьер-министру о закупке новых пассажирских вагонов. 

Петиция появилась после того, как в Facebook был опубликован резонансный фоторепортаж из туалета в поезде Севастополь — Киев. «Мы не хотим пугать своих детей видами туалетов и купе, напоминающих тюремные камеры военного времени», — говорится в петиции. Ее авторы призывают людей выразить протест, подписав требование о закупке новых вагонов. При всей дешевизне билета в обычные поезда, путешествие в них часто становится настоящим испытанием, и люди задаются вопросом: вошла ли Украина в XXI век? 

Фото: .comments.ua

Известно, что средства на покупку нового парка должно выделять правительство. В этом году президент дал задание осуществить покупку за счет госбюджета (раньше приобретением пассажирских составов, в том числе, скоростных поездов, занималась Укрзализныця за собственные средства). Почему это до сих пор не сделано? Привычный вопрос для многих сфер жизни Украины.

Но граждане, недовольные оскорбительным состоянием устаревших поездов, активно демонстрируют свою позицию и стремятся донести ее до «верхов». Поскольку в противном случае предполагают печальное развитие событий: «Уже совсем немногое отделяет нашу железную дорогу от состояния стран третьего мира, в которых пассажиры вынуждены штурмом брать разваливающиеся на ходу вагоны и ехать на их крышах».

Сообщение с петицией было опубликовано на личной странице Николая Азарова, гиперссылка или текст петиции были размещены на страницах в Facebook нардепов и политэкспертов, ее обсуждали в СМИ. И хотя премьер-министр на петицию лично не отреагировал, но спустя некоторое время на заседании Кабмина отметил, что необходимо найти ресурсы для ежегодного обновления минимум 500 вагонов Укрзализныци. А это – уже знак внимания к реальной проблеме. Ведь с учетом того, что износ пассажирского парка уже составляет 86%, жалобы на плохих попутчиков могут скоро иссякнуть по причинам прозаическим – соседствовать с невоспитанными людьми будет банально негде…

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram