ГоловнаСуспільствоЖиття

Электрический удар

Парк железных дорог стремительно сокращается не только по естественным причинам старения – увы, сами пассажиры пригородных поездов крушат и без того ветхие вагоны.

Александр Подкопалов (ЮЗЖД) показывает журналистам, в каком состоянии приходят электрички из рейсов
Фото: LB.ua
Александр Подкопалов (ЮЗЖД) показывает журналистам, в каком состоянии приходят электрички из рейсов

Электрички в народе иногда принято называть «собаками». По одной из версий, это название возникло потому, что на них, как когда-то на собачьих упряжках, с пересадками можно добраться практически в любую точку. Казалось бы, нужно ценить такой доступный, недорогой и удобный вид транспорта. Но нет — в Украине к электричкам, которыми ежедневно пользуются миллионы, сами пассажиры нередко относятся по-варварски. Так, будто имеют дело не с домашними «собаками», а бешеными, которых стремятся уничтожить всеми доступными способами.

Картина, ставшая уже привычной для сотрудников железных дорог: из рейса вагоны возвращаются с перекошенными входными дверьми, изрезанными сидениями, поломанными полками для багажа. Вандализм в пригородном транспорте превратился в серьезную проблему, утверждают железнодорожники. Начальник службы пригородных пассажирских перевозок Юго-Западной железной дороги Александр Подкопалов на встрече с журналистами сообщил, что только за первое полугодие на ЮЗЖД было зафиксировано двадцать случаев нанесения крупного ущерба электропоездам, при этом убытки составили 247 тысяч гривен. В минувшем году зафиксировали 47 таких фактов, не считая более мелких краж и поломок. В связи с чем на дополнительный ремонт в 2012-м было потрачено 6,5 миллионов гривен.

Начало школьных каникул гарантированно означает открытие «сезона охоты» на окна в электричках. Хорошо, если обходится без травм для пассажиров… Отдельная тема — любители «художественного творчества», расписывающие как внутренние, так и внешние стены вагонов. В этом случае речь идет не только о хулиганах, но и о профессиональных граффитчиках, которым уже не интересно выражать свои идеи на домах и на заборах. Между тем, покраска одного вагона обходится транспортникам почти в 40 тысяч гривен. Иногда «живописцев» удается задержать, но наказание для них по действующему законодательству — символическое.

Как уже писал LB, несколько месяцев назад в социальной сети Facebook даже появилась группа «Хам нам не друг!», в которой участники делятся впечатлениями от поведения пассажиров в поездах. Вот что написала одна из участниц группы: «Сегодня в первый раз пришлось проехаться на городской электричке. Кстати, очень даже удобно и быстро. Но состояние вагонов оставляет желать лучшего. Кое-где треснуты стекла, поломаны двери, порезаны обивки сидений. Надписи и рисунки на стенах — это отдельная история. Я и слов таких до сегодня не знала. А рисунки есть даже очень неплохие, но им не место на стенах вагонов! Такую фантазию направить бы в правильное русло — был бы толк. А так... превратили городской транспорт в неизвестно что».

Правда, чаще всего именно таким пассивным созерцанием и заканчивается участие пассажиров, наблюдающих за действиями гиперактивных вандалов.

 Едва держащиеся двери...
Фото: LB.ua
Едва держащиеся двери...

«Не так давно на одном из участков в вагоне электропоезда были сняты и выброшены шесть мягких диванов для сидения. Я более чем уверен, что там ехали не только те люди, которые это сделали, но и пассажиры, которые безучастно за этим наблюдали», — отметил Александр Подкопалов.

... и оторванные сидения - дело рук пассажиров-вандалов
Фото: LB.ua
... и оторванные сидения - дело рук пассажиров-вандалов

Конечно, не стоит хватать вандала за руку и вступать с ним в неравный бой: каждый вагон электрички оборудован кнопкой вызова локомотивной бригады, которой можно сообщить о случившемся. По большому счету, речь идет о нашем отношении к государственной собственности, к тому, что мы видим вокруг себя, к стране в целом. Общее — не значит ничье, как было принято считать в советское время.

Да и казалось бы – ну какую пользу в хозяйстве может принести смеситель из туалета электропоезда? А ведь это — самый популярный предмет воровства. Какую выгоду охотникам за металлом даст алюминиевая планка весом не более килограмма или железная направляющая, которая регулирует ход дверей? Вандалы разрушают печи отопления, снимают ручки сидений, замки в межвагонных дверях — и делают это «профессионально», с применением инструментов: отверток, шуруповертов и прочего.

Результаты такой деятельности мог видеть каждый, кто пользуется пригородным транспортом. До того момента, когда вагон по графику зайдет в депо на технический ремонт, всю эту «красоту» наблюдают пассажиры. Ездить в таких электропоездах некомфортно как физически, так и психологически. К тому же, железная дорога несет колоссальные убытки — окупаемость пригородных перевозок, например, на ЮЗЖД и без того составляет около 20%. И это еще один из лучших показателей по Украине.

В прошлом году дополнительный ремонт электричек обошелся ЮЖЗД в 6,5 млн гривен
Фото: LB.ua
В прошлом году дополнительный ремонт электричек обошелся ЮЖЗД в 6,5 млн гривен

Борьба с вандализмом с помощью одних только карательных мер вряд ли принесет результат. Повсеместный вандализм является характеристикой уровня культуры в нашем обществе, особенно среди молодежи. Удивительная логика: если есть что-то новое или отремонтированное, что-то в хорошем состоянии, то это «что-то» обязательно нужно сломать, разобрать, исцарапать?.. Не беря, естественно, во внимание, что любой внеплановый ремонт электричек ведет к проблемам в перевозках.

И прежде чем вновь зазвучат реплики недовольства работой железной дороги, стоит вспомнить, что нельзя оставаться в стороне, если на ваших глазах кто-то потрошит вагон электрички. Сложно представить, как от подобной сцены отвернулся бы гражданин цивилизованной европейской страны. В конце концов, мы должны помогать не столько работникам транспорта или городской инфраструктуры — а прежде всего самим себе.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram