ГоловнаСуспільствоЖиття

Милованов: "Олігархи вже не ті. Багато хто видається просто смішним"

39-летний Тимофей Милованов - доцент Питтсбургского университета (США), сооснователь проекта VoxUkraine. Его выступление на последней конференции TEDxKyiv в прошлом году сорвало апплодисменты. Тимофей рассказал, кто способен изменить будущее Украины, поразмыслил о развитии общества и дал несколько необычных советов новой власти. Для вашего удобства, журналисты LB.ua сократили речь и разбили ее на короткие отрывки подзаголовками.

Фото: www.facebook.com/Тимофей Милованов

Старое и новое

Мы наблюдаем последствия конфликта между коррумпированной элитой и простыми жителями страны. Безусловно, Янукович, прижавший общество и монополизировавший все процессы, обострил этот конфликт. Он перешел границу и начал войну против народа в открытую. И Россия, захватив Крым, поддержала конфликт в Украине, и продолжает его поддерживать, помогая сепаратизму принять критическую форму на Востоке. Но я хотел бы отметить, что это не изолированный инцидент.

Мы унаследовали эти процессы от Советского Союза. Мы продолжаем жить в постсоветском пространстве, где элиты считают, что добиться каких-то договоренностей и решить все процессы можно за закрытыми дверьми. Мы же сидим и ждем того, что нам скажут, и надеемся на возможную помощь Запада, активистов, новоизбранного президента.

Происходящие в Украине - это начало большого демографического процесса. Выросло новое поколение, не прошедшее комсомол и партийные школы, не интересуется принципами коммунизма и на жалеющее о развале империи.

Существует конфликт между этим новым поколением и людьми, которые пытаются удержаться у власти. Этот конфликт происходит на всем постсоветском пространстве, а в Украине принимает более резку форму, потому что Украина - открытое общество. И в открытом обществе, где существует плюрализм, этому конфликту легче всего выразиться.

Запад и Восток

Времена изменились. Выросли новые люди, которые изменят происходящее в стране. Вопрос только в том: когда это произойдет? Маловероятно, что это изменение произойдет сейчас. Все может измениться через десять или двадцать лет, но эти изменения точно необратимы.

Фото: EPA/UPG

На самом деле мы не хотим конфликта. Мы просто хотим жить нормально, интересно, весело. Я думаю, вопрос даже не в том, чтобы много зарабатывать. В существующем обществе уже не очень сложно много зарабатывать. В Украине, возможно, это сложно, но в мире, если у вас есть образование, то хороший достаток - не проблема. И вот у вас есть достаток, а депрессия... пропала или нет?

Сегодня в мире есть возможность жить интересно. Можно делать что-то новое, создавать вещи, которые никто до вас никогда не делал. Говоря о таких вещах в Америке, люди загораются. А приезжаешь в Европу, особенно в Восточную Европу, люди не реагируют на твои слова. Они не понимают, что каждый из нас может стать тем человеком, который создаст новый Фейсбук.

В Украине нет движения, нет чувства перемен, нет веры в возможность что-то изменить. В Америке наоборот. Когда ты разговариваешь со студентами младших курсов, они тебя понимают, и ты видишь, что им хочется созидать. Они приходят после пар и рассказывают о своих попытках, какой стартап они пытаются сделать. Так должно быть и в Украине. Нам нужно стать такими же активными. Нам нужно брать инициативу в свои руки.

Это стареющее поколение, которое судорожно пытается ухватиться за власть, сползает. У них нет былой энергии, но они хотят заполучить эти миллиарды долларов. Они в страхе из-за того, что у них отберут все, что было, отберут контроль. Они цепляются, и они нам мешают.

Но олигархи уже не те. Многие из них выглядят просто смешно. Существует такое английское слово pathetic (жалкий). Кто бы мог подумать, что эти люди, которых мы боялись еще год назад, сегодня будут pathetic. Эти люди дряхлеют.

Роль социальных связей

Что фундаментального произошло? Что происходит в мире?

Социальные сети позволяют нам создавать процессы, которые ранее были невозможны. Я думаю, общество не совсем еще это понимает. Мы говорим о демократии, об экономике, о политических процессах. На самом деле, стало проще обсуждать идеи и координироваться...

Главное оружие нового поколения - социальные сети. И до тех пор, пока у нас не отберут Фейсбук, Твиттер, Вконтакте и другие средства общения в сети, у нас есть шанс...

Год назад Майдан начался именно с поста на Фейсбуке. Человек, который имеет достаточное количество доверяющих ему последователей, опубликовал просьбу выйти на улицы. Это типичный пример того, как происходят изменения. И, казалось бы, насколько может быть опасным одно сообщение в Фейсбуке? Кто бы мог подумать, что одно сообщение в социальной сети может настолько изменить страну? Но это становится возможным. Поэтому я бы хотел, чтобы мы не недооценивали возможность мобилизации нового поколения, которое приведет общество к изменениям.

Нас хотят рассорить

Если бы я давал советы людям, находящимся у власти, я бы сказал, что идет новое поколение и что оно вас выдавит. У вас нет выхода. Вы должны уступить им место. Они становятся менеджерами и управляющими компаний. Они растут и выпускаются из университетов. У вас нет выхода. Вам нужно нанимать их на работу. Но вы не можете им доверять. Они не ваши.

Я бы тогда предложил стравить этих молодых между собой. Люди, когда они недовольны властью, протестуют. Я бы попытался перенести это недовольство властью на недовольство друг другом.

Я бы придумывал темы, разжигающие рознь между ними, чтобы негативная энергия и недовольство пояснялись тем, что виноват кто-то другой, не власть. Виноват кто-то такой же молодой, но думающий иначе или живущий в другому месте. Это очень успешная стратегия.

Реальный конфликт - это противостояние между новым поколением и элитами. Но элиты пытаются перефокусировать этот конфликт на противоречия между различными группами населения. Это очень опасно. И, к сожалению, элиты пока успешны в этой стратегии.

Активных мало

В тоже время еще важнее то, что есть противостояние безразличных циников, которые не верят в изменения, и активистов, которые не могут усидеть на месте. Активных людей очень мало. Их в Украине, возможно, одна сотая процента.

Если посчитать, сколько людей было на Майдане в самые горячие дни и сколько людей воюют добровольцами на Востоке, мы увидим, что это не очень большая часть населения. У нас сорок миллионов населения, возможно, вместе с диаспорой около шестидесяти миллионов. И сколько же из этих людей воюет?

Если бы нас было десять процентов, то была бы шестимиллионная армия.

Если бы у нас был один процент, то у нас была бы шестисоттысячная армия. Если бы каждый сотый из нас пошел добровольцем, то у нас было бы шестьсот тысяч добровольцев.

Фото: Макс Левин
Я хочу сказать, что нас - людей, жаждущих изменений - очень мало. Но эти десять-двадцать-сорок тысяч людей, которые есть в Украине, смогли изменить достаточно много.

Они смогли скинуть предыдущий режим. В принципе, никто не верил, что этот режим может быть скинут. Этот режим смог монополизировать власть и обнал, смог задавить подмять под себя организованную преступность. И оказалось, что десять тысяч человек могут его скинуть. Это что-то удивительное.

И эти десятки тысяч человек, остановив агрессию, смогли удивить Россию. И вот почему не нужно себя недооценивать. Эти десятки тысяч могут додавить систему и изменить общество. Нужно в себя верить.

Нас хотят запутать

Сейчас продолжается этап развития общества, который я бы назвал запутанностью. Мы не совсем понимаем, что нужно делать.

Когда люди стояли на Майдане, было понятно, где враги и где друзья. Когда мы на Востоке, все ясно: вот враги и вот друзья. А кто сейчас из нас враги и кто из нас друзья? Почему не происходят фундаментальные изменения в обществе? И, конечно же, это непонимание будет использовано против нас.

Когда мы не совсем понимаем, что происходит, и не совсем понимаем, в какую сторону нам нужно двигаться, нам расскажут.

Нам расскажут, почему нужно двигаться в ту сторону, которая выгодна определенным людям.

Нам расскажут, почему сейчас нельзя проводить реформы.

Нам расскажут, почему нужно делать так, а не вот так.

И это расскажут и нам, и западным политикам. И в то же время эти рассказчики могут договориться с какими-то, что называется, western interests (западными интересами).

Существуют заблуждения, позволяющие нас запутать.

Фото: Дарья Чабанова

Во-первых, это вера в то, что хорошее законодательство может изменить систему. Если только принять хорошие законы, все измениться. На самом деле у нас огромное количество хороших законов, которые не работают.

Второе: мы верим, что вот не хватает политической воли. А вы попробуйте! Придите в политику, станьте президентом или министром. Если вы один, даже если у вас есть политическая воля, то бюрократический аппарат вам просто не даст ничего сделать. У нас есть примеры людей, пришедших во власть и сразу же вышедших оттуда, поскольку эти люди поняли, что ничего не могут сделать. Вопрос состоит не в политической воле.

Если бы только в Украине было больше политической и экономической конкуренции... У нас не хватает конкуренции, но вы знаете, что мы не любим конкурировать и не готовы это делать. Когда мы входим в конкуренцию, то начинаем ссориться друг с другом. Мы чувствуем личную обиду, если человек, которого мы взрастили и который проработал в нашей компании, уходит, открывает свое дело и начинает с нами конкурировать. Это враг. Как же он мог такое сделать? Я ведь его вырастил. Нам нужно к этому привыкнуть.

Третье заблуждение: формальная власть дает реальную власть. Для того, чтобы изменить систему, нужно прийти во власть: стать министром, стать главным прокурором, и тогда все изменится. Но вы знаете, как у нас все происходит: по звонку, по подкупу, методом шантажа. Да, существуют властные люди, в руках которых находится реальная власть. Они из формальной власти. Но очень часто формальная власть не является реальной властью. И это нужно понимать.

Говорят, в стране война и экономический кризис. Сейчас не до институциональных реформ. Это большое заблуждение. Институциональные реформы - наше оружие. Стоит показать нашим внешним и внутренним врагам необратимость реформ, и давление на нас уменьшится. На нас давят только потому, что есть шанс, что мы не проведем эти реформы и не изменим страну. Как только мы пройдем через реформы и изменения, нас начнут отталкивать. Нас начнут прятать под ковер, чтобы не появлялись, как успешная страна, в медийном пространстве других стран, где население продолжает находиться под контролем элит. О нас забудут, потому что мы не должны быть хорошим примером. И для того, чтобы нас не трогали, мы должны стать хорошим примером.

Фото: www.facebook.com/strikeposter

Стандартные методы Запада не работают

Вопрос в том, что мы сами четко не знаем, чего мы хотим добиться. И вот для этого нам нужно создать огромное количество групп, которые постоянно будут думать о том, каким же должно стать наше общество. Если мы не сможем этого сделать, то нам будут навязывать свое видение Международный валютный фонд, Мировой банк и другие организации. Они будут навязывать нам, как жить. Мы не должны поддаваться этому. Мы не должны надеяться на то, что Америка нас спасет. Нам нужно решать всем обществом, как мы должны жить. Потому что те методы, которые были предложены нам западным миром, на постсоветском пространстве не работают. У нас нет стран, успешно интегрированных в глобальную экономику и в глобальное мировое пространство. Стандартные методы Запада не работают.

Нам нужно найти методы, которые будут работать для нас. И никто кроме нас не может этого сделать. Мы пытаемся таким образом что-то сделать. Мы пытаемся сформулировать общение на тему изменений в Украине. И как можно что-то успешно сделать, как можно начать интеллектуальный стартап, когда у вас нет ресурсов? Вот нет у вас ни копейки. Как вы что-то сделаете? У вас нет друзей и нет возможностей. Самое главное: вы должны найти людей, которым будет интересно с вами работать.

Задача состоит не в том, чтобы кому-то заплатить, создать рабочую группу, придумать какую-то идею и что-то организовать. Организация не важна. Самое главное то, чтобы людям было интересно общаться. Когда вы будете придумывать, как вовлечь и заинтересовать людей, тогда вам очень быстро и без всяких ресурсов удастся создать огромный проект.

Люди в Украине ждут изменений. И, кажется, изменения уже никогда не произойдут. Но посмотрите это видео (его во вроемя Майдана опубликовал Майкл Щур). Мышка такая маленькая, а печенье такое большое. Но нам всем хочется, чтобы мышка победила.

Мария Карманная, журналист-практикант
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram