ГоловнаСуспільствоЖиття

Млявий гібридний світ

Начну издалека. Из давних семидесятых. В институте судебной психиатрии им. Сербского в Москве ведущим судебным экспертам СССР читал лекцию профессор Г.В.Морозов. Директор вполне минздравовского института и, одновременно, генерал-майор МВД. В конце лекции задавали вопросы. Один из вопрошающих спросил, улыбаясь: «Уважаемый Г.В., здесь в аудитории чужих нет, поэтому могу спросить, как вы относитесь к диагнозу «вялотекущая шизофрения?». Профессор Морозов ответил, также улыбаясь: «Понимаете, коллеги, вялотекущая шизофрения – это когда галлюцинаций нет, бреда нет, а шизофрения есть!». Все смеялись… Не смеялись только тысячи советских граждан, отмеченных этим странным диагнозом с неизбежными социальными последствиями.

Фото: EPA/UPG

Сейчас, в 2016 году, у нас, Украины, нет войны. Есть иное, странное и прежде человечеству неизвестное. И войной ни в коем случае не являющееся. Называется это странное нечто «гибридной войной». Где стреляют из пушек, где взрывают мосты, где гибнут солдаты, где разрушены дома мирных жителей, где пытают военнопленных, где хоронят убитых.

А поскольку существует гибридная война, должен быть где-то и гибридный мир. Странный, не совсем мирный и заметно вялотекущий. Это – наш, украинский мир. Где армию содержит не государство, а общество. То самое общество, состоящее из законопослушных граждан, уже заплативших налоги своему государству.

 Где во всех грехах, действительно совершенных, виновны исключительно бюрократы, служившие в государственной системе президентства Януковича, но нисколько не виновны они же, разворовывавшие национальный бюджет в период президентства Кучмы и Ющенко. Ну, и совсем не виновны ангелоподобные чиновники сих дней, президентства Порошенко. Действительно, какой-то шизофреноподобный гибридный мир усугубляющейся нищеты большинства и одновременного роста благосостояния шоколадных, куриных, газово-нефтяных и прочих королей.

Как-то незаметно, тихо и бесследно ушла от нас в мир иной коммунистическая идея. Вместе с её носителем – коммунистической партией. Никто не расстрелян, никто не осужден, никто не лишен собственности. Просто были в нашем парламенте глашатаи давно мертвого учения, и вот – исчезли. Растворились. Но дело их живо, те же кипящие инвективы в адрес преступных олигархов произносят занявшие места в парламенте другие парни, демонстрирующие свои ярко радикальные убеждения. Да и количество их на законодательных скамьях вполне соответствует покинувшим парламент коммунистам. И источники финансирования унаследованы прежние, сугубо олигархические. Разница невелика: лидеры почившего в Бозе единственно правильного учения приобретали роскошную недвижимость, а молодые радикальные парламентские трибуны предпочитают роскошные средства передвижения.

Гибридный мир – это еще и полное отсутствие реформ. Нет-нет, не имитация реформ, а полное их отсутствие. Изменения в Конституции к реформам никакого отношения не имеют. Поскольку конституционные нормы для нас – сугубое провозглашение. Декларация, красивая и необязательная.

В конце концов, совсем не наличие Конституции определяет присутствие в стране правового демократического государства. Вспомним Великобританию и Израиль, у них Конституции нет. Но это совсем не мешает обоим соблюдать принцип неотвратимости наказания. К примеру, в совсем не гибридно воюющем Израиле сегодня сидят в тюремных камерах бывший президент и бывший премьер-министр. За совершенные ими уголовные преступления. Заметьте, антикоррупционного бюро и антикоррупционной прокуратуры там нет. А есть не зависящее от давления политиков правосудие. Настоящее.

Мы все, постсоветские, вышли из страны, где люди должны были приспосабливаться к иррационализму языка, который, говоря о мире, скрывал реальное положение вещей. Где люди вынуждены были вести раздвоенное, шизофреноподобное существование, при котором следовать официальным предписаниям властей было невозможно, но необходимо было делать вид, что руководствуешься ими.

Но традиция не раскрывать публично свои мысли и чувства осталась. Мы живем в состоянии вялотекущего гибридного мира.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram