ГоловнаСуспільствоЖиття

Соціальна тверезість

Согласно Сократу, Тартар (ад в христианской мифологии) есть место наказания извращенных душ. Весьма густонаселенное место, по Сократу. А Острова Блаженных (рай) почти пустынны. Сократ верил в изреченный мир, иными словами, в доводы, к которым возможно прийти посредством размышления. Мудрый Сократ окончил плохо, он был отравлен своими соплеменниками. На самом деле, не существует опасных мыслей, опасно мышление само по себе. Безопасно иное, необходимо отвергнуть знание, чтобы освободить место вере.

Мы знаем: ничем не стесненной свободы совести не существует, это было бы приговором для всякой организованной общности. По Канту, политическая ответственность – это необходимость поступка из уважения к миру, который я делю с другими. Этой политической ответственности фактически не существует в Украине. Поскольку украинские политики не делят мир с нами.

Фото: mignews.com.ua

Удивительная история. В последнее десятилетие существования СССР и социологи, и экономисты предупреждали престарелых вождей: государство в опасности! О том же предупреждал и КГБ, своими методами анализировавший настроения населения. Старцы отмахивались… Сегодня в Украине социологические и экономические исследования не засекречиваются.

Страна на грани протестного взрыва, это очевидно, это проговаривается вслух. Президент – не слышит. Развращенные безделием и безнаказанностью депутаты – не слышат. Или надеются на тот самый привычный великорусский «авось пронесет!»

Что опаснее: злая воля Путина или политическая безответственность властителей Украины ? Смею утверждать – второе. Скорую войну с нами Путин проиграл, по разным причинам, как внешним, так и внутренним. Но он постоянно, не прилагая значительных усилий, выигрывает медленную войну. Он научился ждать, он понял: мы саморазрушаемся.

Фото: EPA/UPG

Я, матерый антисоветчик в прошлом, вынужден сказать следующее: советский Комитет Государственной Безопасности в закрытом режиме собирал и анализировал объективную информацию. Так была собрана, но не востребована информация о дефектах при строительстве Чернобыльской АЭС. В Политбюро ЦК КПСС ее не услышали. Сегодня, в моей стране, суверенной и демократической Украине, руководство Службы Безопасности регулярно утешает Президента смягченной, не раздражающей единовластную душу Петра Алексеевича о хороших, спокойных перспективах его лично и всей страны.

Совесть, знание, ответственность… Какие странные слова, такие далекие, маловразумительные. Не может быть оправданием невежество, если его следствием является наш конформизм по отношению к преступлению. Нельзя провести границу между невинным невежеством и добровольной слепотой, мы отвечаем и за одно, и за другое. Опасность заключается в полной замене критериев нравственности критериями пользы. Сегодня мы переживаем именно эту опасность. Если Путин наш враг, и мы поддерживаем и одобряем борьбу наших сограждан с посланниками Путина, состоим с ними пусть и не в названной, но фактической войне, мы вправе простить эффективного солдата, в ситуации сексуального голода, неизбежного в войне, изнасиловавшего чужую, незнакомую прежде женщину. Это – критерий пользы. Мы, регулярно отдыхающие в ресторанах (странный отдых…), с пониманием прощаем солдата, вместо нас регулярно рискующего своей жизнью. Тем более, что наша женщина (твоя, моя…) отдыхает в шумном ресторане рядом с нами.

Монополия деспотической власти не может быть устранена частично. К счастью, в современной Украине в силу ряда причин установление власти деспота, полной властной монополии невозможно. Тем не менее, мы всегда должны помнить: моральная инфляция есть естественный закон деспотизма.

В 20-ом столетии радикализм (т.е. стремление к абсолюту) проявили как марксизм, так и психоанализ. «Великие доктрины» 20-го века сохранились в истории как законченные системы, которые могут иметь поклонников, но не потомков. Следует заметить, что обильное произрастание в постсоветских странах психоаналитиков к самому психоанализу, угасающему даже во Франции, отношения не имеет. Здесь существует объяснение: интеллектуальная жизнь общества, в котором заржавели механизмы традиционных верований, кишит свежими мифами. Мы живем именно в эту эпоху. А наше спасение – в трезвости. В обычной социальной трезвости.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram