ГоловнаСуспільствоЖиття

Поставки сепаратистам: домовлено "на найвищому рівні"

Руководство 12-го БТО в порядке личной инициативы решило не пропускать на Луганск фуры и автобусы. С большегрузами к мятежникам поступает продовольствие и оборудование, а в автобусах может ехать подкрепление.

Фото: Евгений Швец

На заре сепаратистского движения новость о луганских контрабандистах, которые обещали всемерную поддержку украинской власти, взбодрила интернет-пользователей. Но такой прилив «патриотизма» объяснялся просто: какой же контрабандист захочет проснуться в глубоком тылу и потерять дойную корову. Нет границы — нет ни «пати», ни текилы. Во всех смыслах.

Но государственная граница никуда не отодвинулась — разве что «размылась» донельзя. Так что в этом плане контрабандистам, наверное, стало еще проще. А с обратной стороны территориального образования под названием «ЛНР» роль таможни, которая даёт добро, выполняют украинские блок-посты. Ну, а какие полномочия у военных — документы проверить, убедиться, что в багажнике нет гранатомёта, да пожелать счастливого пути. Впрочем, «добро дают» не все. С 3-го ноября 12-й батальон территориальной обороны закрыл фурам и автобусам дорогу на Луганск. Никакой махновщины — штаб Сектора был извещен заранее. Там не нашли, что возразить доводам «12-го».

...С замкомбата «12-го» Константином Сикорским едем на блок-пост на Беловодской трассе. Сикорский предупреждает: «Есть новость — наши как раз остановили фуру, которая везла пиво в Луганск». Но для начала заезжаем на опорный пункт — познакомиться с бойцами, которые несут здесь службу. Сходу заводим разговор о наболевшем — о поставках грузов на территорию сепаратистов и о контрабанде оттуда. Я предлагаю: «Ребят, а может, «отжать» пиво, толкнуть его где-то, а деньги пустить на АТО? Ну, а чего...». Комвзвода, с каменным выражением лица, отвечает: «Константин Валерьевич, у нас «яма» свободная сейчас. Может, бросить его туда? Посидит, подумает...». Я понимаю, что никуда меня не бросят. На войне юмором «прощупывают» собеседника. Ты проверяешь — но и тебя проверяют.

Мне рассказывают несколько интересных историй, связанных с грузами «туда». Не так давно в сторону Луганска следовали четыре фуры с салом... из Германии. Бойцы «12-го» связались с местным СБУ (все свои действия батальон корректирует с соответствующими ведомствами), но там ответили, что движение груза согласовано — можно пропускать. При этом одну фуру всё-таки удалось развернуть обратно на Старобельск.

Фото: Евгений Швец

Сикорский уточняет, что городишко этот — непростой. Ильф и Петров, собиравшие в здешних краях материал для газеты "Гудок" и срисовавшие со Старобельска свой Старгород, словно предчувствовали, что со временем здесь появятся последователи Остапа Бендера, которые знают 400 сравнительно честных способов обогащения на границе. И хотя Старобельск — это отнюдь не Меловое, которое буквально вросло в российско-украинскую границу, но воротилы контрабанды, если верить Сикорскому, обосновались именно здесь. Впрочем, сейчас не о них...

«Отец русской демократии», застывший на одной из улиц Старобельска, никак не дождется отца украинских реформ...
Фото: Евгений Швец
«Отец русской демократии», застывший на одной из улиц Старобельска, никак не дождется отца украинских реформ...

Когда бойцы «12-го» останавливали для проверки две фуры с морской рыбой, подключалась уже не СБУ, а беловодская милиция. Один из правоохранителей, погодя, сказал: «Ребята, если бы вы знали, сколько за эту рыбу отстегнули...». Бойцы предполагают, что фуры шли даже не в Луганск, а в голодающую Россию, которая страдает от своих же санкций против товаров из Европы.

А вот что точно шло в Луганскую область, так это три фуры с оборудованием для шахт в Краснодоне. К «решению вопроса» подключалось СБУ. В итоге с формулировкой «договорено на высшем уровне» и «они нам взамен угля дадут» груз пришлось пропустить.

Сикорский грустно шутит, что, если бы взамен действительно шёл уголь, то это было бы еще ничего, а так же снаряды летят...

В сторону Луганска едут и «готовые наборы для блок-постов», и караваны фур с дизель-генераторами. В случае с последними снова подключалось телефонное право с неизменными «согласовано», «договорено». И, конечно же, только «на высшем уровне».

Поэтому командиры «12-го» в пояснительной записке министрам обороны и МВД, а также главе СБУ и написали: "Всі затримані транспортні засоби з продовольчими та промисловими товарами мали документи з явними ознаками фальсифікації або не мали їх взагалі. У разі затримання та передачі в правоохоронні органи автомобілі відпускалися та продовжували рух в Луганськ. Від деяких інформаторів в складі правоохоронців постійно отримувалася інформація про корупційні схеми". 

...Но сегодня на блок-посту — Новембер-фест, ведь «глазастая фура» с пивом для луганских мужиков все еще ждет решения своей участи. За рулём — щупленький мужичок небольшого росточка с острыми чертами лица. На этом лице всё написано: СЕМЬЯ — КОРМИТЬ НУЖНО — ГОТОВ НА ВСЁ. Не увидишь в этом взгляде удаль водителя-дальнобойщика. Обычный перевозчик груза. Ничего личного — просто работа.

Фото: Евгений Швец

Сикорский объясняет мне, что делки уже осознали серьезность намерений «12-го» и принялись хитрить — местом разгрузки указывают «украинский» Беловодск. Просто оттуда проще прорваться на Луганск. Но нашему водиле не повезло — в его сопроводительных документах выбиты оба населенных пункта. Так что едет он именно в Луганск, а не в Беловодск. Машину пропускают через блок-пост, но лишь затем, чтобы она смогла развернуться.

К слову, бойцы на блок-посту очень скрупулезно документируют все случаи. В специальную тетрадку вносятся данные о машине, описывается груз и причина задержания.

Фото: Евгений Швец

Мы возвращаемся на опорный пункт. Замкомбата рассказывает, что в обратном направлении ловить контрабандистов не приходилось — фуры возвращаются уже пустыми. А «сигаретчики» так глубоко на большегрузах не заезжают: сгружаются на «бусики» возле границы и передвигаются полевыми дорогами. То же самое касается и «бензинщиков». Чужих в этот бизнес не пускают. Когда местные мужики переоборудовали машину под нелегальные перевозки топлива, наивно посчитав, что теперь можно всем, то довольно быстро сильно пожалели об этом.

Местные командиры добавляют, что иногда доходит до смешного. Так, одного особо рьяного торговца, который с энной попытки намеревался таки преодолеть блок-пост, пришлось останавливать предупредительными выстрелами в воздух. Хватает случаев, когда местные предлагают бойцам деньги за беспрепятственный проезд — 200, 300, 400 грн. Но те генеральную линию выдерживают.

Мы покидаем «принципиальный» блок-пост. Фура уже развернулась. Что будет с нею дальше? Водитель обсудит с хозяевами груза компенсацию за лишний пробег и просто поедет по другой дороге. Ведь инициатива руководства «12-го» пока что остается единичным случаем...

Фото: Евгений Швец

Євген ШвецьЄвген Швець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram