ГоловнаСуспільствоНаука і релігія

Астрономы засняли черную дыру в центре Млечного Пути

Ученые "поймали" вспышку от черной дыры

Астрономы засняли черную дыру в центре Млечного Пути
Фото: aif.ru

Астрономы NASA сделали снимки сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики и зафиксировал мощную вспышку — выброс энергии, происходящий, когда черная дыра поглощает материю.

Снимки были сделаны рентгеновским телескопом NuSTAR, запущенным на орбиту в июне, - передает РИА Новости со ссылкой на NASA.

«Нам повезло, мы смогли „поймать“ вспышку от черной дыры во время сеанса наблюдений. Эти данные помогут нам лучше понять „кроткого великана“ в сердце нашей галактики — почему он иногда выдает вспышки в течение нескольких часов, а потом опять впадает в дремоту», — говорит научный руководитель проекта NuSTAR Фиона Харрисон из Калифорнийского технологического института.

Сверхмассивная черная дыра в созвездии Стрельца (Sgr A*), расположенная в центре нашей галактики, известна своим мирным нравом. Черные дыры в центрах многих других галактик поглощают звезды и другую материю вокруг себя, из-за чего возникают мощные вспышки и выбросы материи. Но Sgr A* с момента ее обнаружения в 1974 году не выдала ни одной мощной вспышки — по крайней мере такой, чтобы существующие телескопы могли ее увидеть.

Однако телескоп NuSTAR — инструмент, который имеет чувствительность в 100 раз выше и пространственное разрешение в десять раз лучше, чем все другие рентгеновские телескопы — впервые позволил ученым более детально разобраться в «пищевых привычках» нашей черной дыры.

«Астрономы давно предполагали, что черные дыры во время „закуски“ должны порождать жесткое рентгеновское излучение, но NuSTAR стал первым телескопом, чья чувствительность стала достаточно высокой, что обнаружить его», — говорит один из участников проекта Чак Хэйли из Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Телескоп сумел увидеть рентгеновскую вспышку, которую породила материя, разогретая до 100 миллионов градусов в процессе поглощения ее черной дырой. Астрономы рассчитывают, что эти данные вместе с данными наблюдений в других диапазонах помогут им лучше понять физические процессы, стоящие за поглощением материи черными дырами и их ростом.

Космический телескоп NuSTAR был запущен 13 июня текущего года с помощью ракеты Pegasus XL, стартовавшей с самолета-носителя L-1011 Stargazer («Звездочет») над акваторией Тихого океана. Телескоп находится на орбите высотой около 630 километров. Как ожидается, 350-килограммовый космический аппарат проработает там как минимум два года. Общая стоимость проекта составляет 180 миллионов долларов.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram