ГоловнаСуспільствоВійна

Костянтинівська трагедія, або Як не можна чинити

Вчера в Константиновке МТЛБ (моторизированный тягач легкобронированный) сбил ребенка на перекрестке. Причем ребенок стоял на тротуаре. Траэктория движения МТЛБ показывает, что вина полностью лежит на водителе. Было ли причиной его неадекватное состояние, пьянка, превышение скорости или комбинация этих факторов - не важно. Итог один: ребенок уже не пойдет ни в школу, ни гулять никогда. Мать в реанимации. Несколько машин перевернуты, сожжен автобус, военным запретили выходить из частей.

Фото: Виталий Дейнега

Произошла трагедия. Год назад нам хватило избитых студентов на Майдане. А здесь смерть и увечия. И это в период, когда появились шансы на мир. Мы на ровном месте дали сопернику шанс качнуть ситуацию у нас в тылу. Крепко качнуть. Слава богу, соперник оказался не готов к такой щедрости.

Что в этой ситуации делали местные сепаратисты?

1) оперативно вышли на место трагедии, создали массовку, подтянули своих друзей из соседних городов;

2) организовали плакаты #яПолина (простите, но я в упор не верю, что кто-то из присутствующих вообще догадывается, что такое хэштег). Это чисто для картинки на "Лайфньюс", как и таблички "#яБоссе" в Донецке;

3) пригнали на место характерных для сюжетов российского ТВ "плакальщиц" и "кричальщиц". Которые грамотно обкладывали матом нас, нашу власть, "по какому праву вы здесь с оружием?!", "дуйте назад во Львов!", "при ополчении порядок был" (это уже настоящие местные шопотом и не на камеру).

Планом минимум у сепаратистов было создание красивых картинок для информационной войны. Планом максимум - качнуть ситуацию у нас в тылу и поднять минимайдан. С первым справились успешно, на второе не хватило ресурсов. Даже сепары не ожидали, что мы настолько лопухнемся.

Поэтому ограничились перевернутыми милицейскими машинами и сожженным автобусом. Также были попытки штурма общаги милиции и мест дислокации военных.

Фото: Виталий Дейнега

Что в этой ситуации делали наши власти?

Я не могу сказать, что они делали вчера. Но сегодня они заставили милицию выйти в места скопления людей и начать диалог. Причем пригнали даже одно из первых лиц области - целого генерал-лейтенанта. Милиция терпеливо отвечала на крики и говорила, что вообще-то случившееся - юрисдикция военной службы правопорядка, та уже занимается и виновные задержаны. Это крепко снизило накал страстей. Люди постепенно уставали от милицейских мантр и рассасывались, а следовательно снижалась вероятность вспышки народного гнева.

Кроме того, милиция убрала тягачом сгоревший милицейский микроавтобус

Что делали военные?

Военным временно запретили появляться в городе на транспорте и пешком. Это правильно - вероятность самосудов была крайне высокой. Военные всеми силами избегали контактов с местными. Это правильный шаг, он не дал породить еще большую эскалацию.

Следующий шаг был куда хуже.

Военным запретили контакты с прессой. Сейчас как никогда важно, чтобы командир части вышел и раскаялся. Признал, что это недопустимо, что он лично проконтролирует, чтобы виновных наказали. Что он понимает и разделяет боль местных, и что это событие стало нестираемым пятном на его чести как офицера.

Не было ни такой команды ни даже возможности. Вспомните,как во время Майдана нас игнорировали, и как нас это злило. Тут та же история. Увы.

Фото: Виталий Дейнега

Что будет дальше

Самое страшное - день похорон. В этот день будет самый большой шанс для провокаторов и сепаратистского подполья. Молчание и нежелание идти на контакт людей только заводит. Нужно быть готовыми решить конфликты несиловым путем.

Почему так делать нельзя

В Константиновке люди очень разнородны и определенная часть (не путать с большинством) ждет возвращения ДНР и готова пополнять ряды ополчений. Нам это может нравиться или нет - но такова реальность, и с ней надо работать.

Подливать сейчас масла в огонь - это значит помогать врагу.

Как было бы правильно поступить

Правильным было бы этого не допускать. Я не знаю, был ли пьян водитель, но судя по траэктории - был (Генштаб признал, что водитель был пьян -прим. Ред.) Проблемы с алкоголем в нашей армии есть. Их усугубляют многие вещи: оборонная тактика (армия не ведущая наступательных операций обречена разлагаться), отсутствие нормальных условий работы для военных и плохая работа военкомов (не самый лучший подбор кадров).

В НАТО уже давно поняли, что ни один конфликт невозможно решить чисто военным путем. Рано или поздно насилию приходит конец, и наступает время политического урегулирования. Но к нему надо готовиться еще на военной фазе. НАТОвские офицеры в первые же дни знакомятся с местной властью, старейшинами и лидерами общественного мнения. Так же проводится работа со всем региональными гражданскими организациями. О тех, кого нельзя контролировать или приручить, надо хотя бы знать. При наличии такой системы связей любой конфликт гасится быстро или предотвращается до возникновения. Люди понимают, кто такие военные и зачем они здесь. По крайней мере, так учат работать НАТОвских офицеров.

В случае возникновения таких конфликтов реакция должна следовать молниеносно. На самом деле, люди здесь очень устали от того, что власть стоит к ним спиной. Если она развернется к ним лицом и хотя бы начнет слушать и обьяснять - хуже не будет никому.

Полина

Я ничего не знаю об этой девочке. Я видел ее фото на месте смерти. Очень красивый и приятный был ребенок. Мне безумно больно, что она погибла от рук наших солдат.

Я как волонтер прошу прощения у ее родителей, друзей и тех, кто ее знал. Я прошу прощения за то, что не достаточно занимался вопросами дисциплины в наших частях. Может быть, наша власть и несущественна, но возможно ее бы хватило. Тем более, что с этим конкретным батальоном у нас хорошие отношения.

PS. На любой войне жертвы среди мирного населения всегда превышают жертвы среди военных. Люди остаются дома, чтобы беречь свои дома от мародеров, или просто потому, что ехать некуда. В итоге люди гибнут. Полина жила в достаточно глубоком тылу, и у ее родителей не было оснований переживать. Ее точно так же мог сбить на перекрестке пьяный сын депутата или любитель уличных гонок. Но ее сбил военный, и это многое меняет. Этим поступком оно опорочил свою честь, подставил родину и убил ребенка. Для меня то недопустимо

PPS. Самое большое число жертв среди мирного населения связано с отсутствием нормальных средств корректировки артиллерии. Их можно снизить купив качественные беспилотники и артиллерийские дальномеры. Чем наша группа сейчас и занимается.

Реквизиты проекта «Вернись живым»

Приват:

5457 0822 3299 9685 Дейнега Виталий

5211 5374 4662 3360 Стократюк Виктория

[email protected] (медицина, автотранспорт, одежда)

Western Union / moneygram / etc (на прицелы и оптику ночного видения):

Irina Turchak + 38 (068) 500 88 00

Картка Приватбанк в евро

4149 4978 1421 1670 Микульський Дмитрий Викторович

Картка Приватбанк в долларе

4149 4978 1421 1696 Микульський Дмитрий Викторович

Горячая линия (044)338-33-38, (068)500-88-00

Офис: Киев, Жилянская, 12а (пн-пт 10:00-19:30, сб 11:30-16:00)

Безналичный расчет. Получатель: Міжнародний благодійний фонд "Україно! Я за тебе!" Код 35137539 р\р №26006057000533 Банк СФ ПАТ КБ "ПриватБанк" г. Киева МФО банка 380269 Назначение платежа: Благотворительная помощь военнослужащим.

Виталий ДейнегаВиталий Дейнега, засновник фонду "Повернись живим"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram